В России запоздало увидели признаки опасной болезни, которая называется "экстремизм", дали ей разрастись, а потому сейчас с ней так трудно бороться, считают участники семинара "Экстремизм и национальный вопрос России", организованного вчера в Госдуме Комитетом ГД по безопасности и Национальным антикриминальным и антитеррористическим фондом.
Как напомнил, выступая на семинаре, председатель правления Всемирного антикриминального и антитеррористического форума генерал-полковник милиции Анатолий Куликов, в 2002 году в нашей стране был принят Закон "О противодействии экстремистской деятельности", однако в правоохранительных органах отмечают, что многие его положения оказались декларативными и проблемными для реализации на практике.
Профессиональным борцам с экстремизмом мешает "размытость компетенций", отсутствие в законе определения таких понятий, как "публичность", "секта", а ведь от них нередко зависит квалификация преступлений, связанных с экстремизмом. Обошел своим вниманием закон и Интернет, который, как отмечали участники семинара, в последнее время используется для продвижения экстремистских идей в молодежную среду. Анатолий Куликов отметил, что, по данным МВД, в России действуют 302 неформальных молодежных движения экстремистской направленности. "Они живут рядом с нами, они действуют, но общество привыкло, притерпелось к жестокости их действий", - с сожалением отметил Анатолий Куликов, сообщив, что за последние шесть лет в России совершено более 29 тысяч преступлений, связанных с экстремизмом. Это и вовлечение несовершеннолетних, и публичные призывы к экстремистской деятельности, и организация экстремистских сообществ, и возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства. С 2003 по 2008 год, по словам Куликова, количество совершенных экстремистских актов возросло втрое. Наибольшее число таких преступлений зарегистрировано в Москве, Санкт-Петербурге, республиках Башкортостан, Татарстан, в Нижегородской, Новосибирской, Свердловской областях - то есть в крупных финансово-экономических центрах. Но, по мнению участников семинара, эти цифры не вполне объективно отражают истинный уровень межнациональной конфликтности. В искажении статистической картины повинны и правоохранительные органы, и правозащитники. "Во-первых, не все случаи попадают в поле зрения правоохранительных органов или правильно квалифицируются в процессе расследования. А во-вторых, - сказал Куликов, - происшествиям с участием лиц разных национальностей правозащитными организациями и СМИ еще до выяснения причин и всех обстоятельств правонарушения придается националистическая, экстремистская окраска".
Участники семинара размышляли о том, как эффективнее бороться с экстремизмом, предлагая усовершенствовать законодательную базу и повысить качество воспитания молодежи, ее правовую грамотность. Воспитывать уважение к окружающим, по мнению Куликова, "надо с детской песочницы, скамья подсудимых мало что может исправить". Между тем в экстремизме участники семинара видят угрозу безопасности государству.
О национальной безопасности шла речь и на организованном вчера Комитетом ГД по безопасности "круглом столе", где было заявлено, что обеспечение национальной безопасности является приоритетной задачей не только федеральной власти, но органов региональной власти и местного самоуправления.
Госдуме рекомендовано создать рабочую группу по законодательному обеспечению региональной безопасности, а также ускорить разработку и принятие законов "О национальной безопасности", "Об участии граждан в охране общественного порядка", "О муниципальной милиции" и др.