В Щучье установлено уникальное, не имеющее аналогов в мире оборудование
Незадолго до пробного пуска объекта УХО заместитель начальника федерального управления, главный инженер Геннадий Безруков рассказал, как и в какой последовательности отравляющие вещества предстоит уничтожить и насколько продумана система безопасности и подготовлен персонал.
Геннадий Николаевич, расскажите об объекте. В чем его отличие от уже имеющихся производств по уничтожению химического оружия?
Объект в Щучье уникален. Это специфическое, сложное и многостадийное производство с очень большим количеством операций. Впервые использована совершенно иная технология уничтожения отравляющих веществ. Мы знаем их тип, знаем методики, знаем, как организовать контроль. Но здесь мы применили совершенно другие подходы и оборудование, которое еще не использовалось ни на одном объекте уничтожения химического оружия. У нас предстоит уничтожать боеприпасы весом от двух килограммов. Представьте, какую нужно иметь поточную линию, чтобы провести через нее такое количество снарядов! Естественно, задействовано много автоматики, что само по себе накладывает большую ответственность на обслуживающий персонал. Поточная линия расснаряжения боеприпасов была испытана в заводских условиях и смонтирована на месте. Печь обжига боеприпасов уже хорошо себя зарекомендовала. Так что основные вопросы сегодня связаны с обучением и аттестацией людей, которым предстоит на оборудовании работать.
Сколько специалистов приняло участие в пробном пуске?
На первоначальный этап в Щучье приехал уже проверенный в деле персонал с объектов в Марадыковском, Камбарке и Леонидовке - более 300 человек. Апробирование и аккредитацию оборудования начали самые опытные специалисты. Чтобы было понятно, скажу, что для бесперебойной работы двух поточных линий химического разоружения в одном производственном корпусе нужно 290 человек. Для проведения пуско-наладочных работ нам больше и не потребовалось.
Остальной обслуживающий персонал - порядка 1700 человек - мы набираем из местного населения. За последние несколько месяцев мы приняли на работу в войсковую часть более 400 человек. В среднем на объекте будет занято более двух с половиной тысяч человек.
Какие виды отравляющих веществ и в какой последовательности будут уничтожаться в Щучье?
Начнем с зарина. Остальные виды - зоман и Ви-икс - пойдут на поток по графику с 2009 по 2012 год. Технология уничтожения всех трех видов принципиальных отличий не имеет. Боеприпасы железнодорожным транспортом в специальных герметичных контейнерах будут доставляться на объект со склада хранения. На объекте они будут содержаться на временном складе хранения из расчета трехсуточного запаса для обеспечения работы поточных линий. После проверки контейнеров специальными датчика ми-анализаторами на присутствие отравляющих веществ во внутренней полости и снаружи они будут вскрываться и перегруппировываться на поточную линию, передвигаться к специальной вакуумной кабине. Там из снарядов будет извлекаться начинка, которая по специальным трубопроводам поступит в реакторы для уничтожения. Реактор способен принимать до 700-800 килограммов отравляющего вещества, перемешанного с дегазирующим раствором. После этого будет производиться детоксикация отравляющего вещества, а полученная реакционная масса направляться на установку битумирования. Полученная битумно-солевая масса низкого класса опасности (III или IV класс) будет разливаться в специальные металлические контейнеры - 200-литровые металлические бочки - и поступать на участок хранения отходов. Это железобетонный бункер, в котором они смогут безопасно храниться не одно десятилетие.
Корпуса химических боеприпасов после дегазации будут подвергаться термической обработке при температуре 600-700 С, после чего деформироваться и после получения соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения сдаваться в металлолом.
Будет ли как-то меняться технология уничтожения в зависимости от разных типов ОВ и калибра боеприпасов? В арсенале их, насколько нам известно, хранятся снаряды 16 (!) калибров.
Для транспортировки каждого калибра в контейнер будут закладываться соответствующие сменные кассеты. В технологии уничтожения нет никаких изменений, за исключением того, что для дегазации разных видов отравляющих веществ будут использоваться разные реагенты.
Поточные линии полностью автоматизированы. Тем не менее, по вашим словам, люди в производственных корпусах будут?
Необходимо контролировать процесс на месте. К примеру, оператор с пульта управления подает команду включения насоса. У него на дисплее видно, что команда выполнена и автоматика сработала. Но в этот момент в корпусе обязательно должен находиться человек, который по рации подтвердит, что операция проведена и насос запущен. В противном случае оператор даст ему команду на ручное включение. Контролировать нужно все нюансы. Вплоть до замены лампочки, если она вдруг перегорит. Личный состав в производственных корпусах находится на рабочем месте в костюмах химической защиты и теряет в весе за одну смену до полутора килограммов. Приходится восполнять потерю жидкости минералкой и чаем.
Насколько объект защищен от технологических сбоев? Скажем, вдруг отключилось электричество?
На объекте создана система слежения и автоматической подачи аварийного электроснабжения в случае отключения основного. Мощности резервной дизельной электростанции достаточно, чтобы эксплуатировать весь объект. А вообще есть утвержденные планы действий на случай возникновения любой нештатной ситуации. В них предусмотрены все риски, которые могут возникнуть. Кроме того, боевое дежурство на объекте несет подразделение МЧС, есть газоспасательная станция, поликлиника. Существующие меры безопасности позволяют спокойно, в нормальном режиме эксплуатировать объект. Ни один инцидент, если он вдруг произойдет, не может привести к каким-то серьезным последствиям. Даже если вдруг обнаружится, что какой-то боеприпас дал утечку, предусмотрена третья - аварийная - линия для его расснаряжения. Если вы заметили, все технологическое оборудование размещено на первом этаже, на втором и третьем размещены системы безопасности. Другими словами, две трети объекта обеспечивают безопасность работы одной трети производства.
Линии будут работать круглосуточно?
Практически безостановочно - до момента полного уничтожения химбоеприпасов, за исключением проведения регламентных работ, которые занимают один-два месяца в году и обычно намечаются на летнее время. В настоящее время готовимся к монтажу еще трех линий во втором производственном корпусе. Таким образом, при пуске объекта на полную мощность безостановочно будут действовать четыре поточные и две аварийные линии.
Беседовал Михаил Пинкус