Один из вкладов дальневосточников в победу в Великой Отечественной заключается в выполнении договора по ленд-лизу. Тогда из Америки на восток страны для фронта судами гражданского флота доставлялись техника, оружие, продовольствие.
25 было судов потоплено, 178 задержано силами союзницы гитлеровской Германии Японией, сотни человек погибли. В память о них несколько десятилетий назад во Владивостоке был поставлен памятник, очень много значащий для города моряков. Строящийся через бухту Золотой Рог мост уже "подмял" под себя бюст Александру Пушкину и "захлопнул" в ящик памятник морякам: бюст поэта и скульптурная композиция погибающих моряков смотрели друг на друга через улицу, которую теперь на высоте 70 метров пересечет мостовой пролет. Бюст в силу малой архитектурной формы администрация города куда-то спрятала, уверяет, что надежно, памятник героям "огненных рейсов" закрыт лесами.
Первыми забили тревогу ветераны дальневосточного пароходства, которые 9 Мая не смогли принести к памятнику цветы.
- Мы понимаем, любая стройка связана с временными неудобствами, но ведь ничего не слышно вообще о судьбе монумента, - переживает покоритель Арктики, в прошлом капитан ледокольного флота Вадим Абоносимов. - Неужели он так и останется стоять под мостом?..
Проблему признал мэр Игорь Пушкарев, предложив вынести ее на заседание недавно созданного общественного градостроительного совета, решения которого, к слову, необязательны для исполнения. Его администрация только что распространила сообщение о начале подготовки к празднованию 65-летия великой Победы. В нем нет ни слова о судьбе памятника морякам торгового флота.
То, что мост "вообще-то не должен был бы проходить над памятником, это кощунство" признал главный архитектор Владивостока Анатолий Мельник. Это горожан не удивляет, город небольшой, не скроешь, что проектно-инженерные решения принимаются по ходу строительства. Но архитектор тут же назвал кучу причин, почему перенести памятник будет очень сложно: согласование в столице, поскольку монумент включен в список памятников государственного значения, поиск площадки, а когда ее найдут - тут же найдется масса его собственников, а, следовательно, череда судов, наконец, деньги. И резюмировал: "Дело долгое". Его поддержала начальник отдела охраны историко-культурного наследия администрации Владивостока Евгения Иваненко. В свое время два года занял процесс переноса памятника вице-адмиралу Макарову.
Единственный, кто готов спасать памятник немедленно, - это организация, строящая мост.
- Надо переносить! Скажите только куда, мы все сделаем за свой счет, - заверил заместитель гендиректора компании Александр Гофман.
Но остался без ответа вопрос, кому искать новую площадку под памятник и делать проекты переноса. У мэрии на это просто нет средств. По всему выходит, что ветеранам пароходства придется и чертежи рисовать самим - как самым заинтересованным.