02.06.2009 03:00
Власть

Вход в особые экономические зоны откроют для малого бизнеса

Вход в особые экономические зоны откроют для малого бизнеса
Текст:  Наталья Барановская
Российская Бизнес-газета - : №20 (704)
Читать на сайте RG.RU

Завтра депутаты Госдумы должны рассмотреть в первом чтении проект закона, вносящего поправки в законодательство об особых экономических зонах (ОЭЗ). Если поправки будут приняты, то минимальный порог осуществления инвестиций для вхождения в особую экономическую зону промышленно-производственного типа снизится с 10 до 3 миллионов евро. А для резидентов портовых ОЭЗ, планирующих осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского, речного порта или аэропорта, со 100 до 10 миллионов евро. Об этих и других изменениях в законодательстве об ОЭЗ "РБГ" беседует с руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андреем Алпатовым.

- Андрей Алексеевич, в связи с чем возникла необходимость снизить порог вхождения в ОЭЗ промышленно-производственного типа с 10 до 3 миллионов евро?

- Сейчас в этих ОЭЗ уже работают автомобильные заводы и возникла необходимость резко активизировать так называемую локализацию, то есть создать условия для производства автомобилей на территории России, а также условия для производства запчастей и комплектующих к этим автомобилям российскими компаниями на территории ОЭЗ. Понятно, что эту работу будут выполнять не крупные компании, а малые и средние предприятия. А для них порог вхождения на территорию ОЭЗ в 10 миллионов евро слишком высок. Поэтому и было принято решение предложить Госдуме в законодательном порядке снизить этот порог до 3 миллионов евро, чтобы создать максимально удобные условия для небольших компаний.

- Поправки к закону предусматривают увеличение максимальной площади технико-внедренческих ОЭЗ. В чем смысл этой поправки?

- Сегодня у нас всего три участка, на которых мы можем создавать технико-внедренческую ОЭЗ. И площадь участка ограничена 300 га. Сейчас предлагается выделить для создания ОЭЗ еще один участок и увеличить площадь до 400 га. Это связано одновременно с поправкой, предусматривающей разрешение производственной деятельности на территории технико-внедренческих зон. Ведь серьезные инвестиции в инновационные разработки, которые проводятся на территории ОЭЗ, можно окупить только за счет производства продукции на основе этих разработок. А для производственной деятельности нужны площади. Яркий пример - Томская технико-внедренческая ОЭЗ. Мы рядом с существующей зоной зарезервировали дополнительную площадку, на которой после принятия поправок можно будет размещать производство продукции, которая разрабатывается в технико-внедренческой зоне.

- Законодатели предлагают установить перечень нарушений, влекущих расторжение соглашения и лишение статуса резидента ОЭЗ. В связи с чем возникла такая необходимость?

- В действующем законе не прописано, что является существенным нарушением резидентом соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. И хотя пока наши проверки не выявляют никаких нарушений со стороны резидентов, чтобы избежать в будущем различного толкования или судебных процессов, мы это регламентируем. Единственное, что мы добавляем по всем зонам, - это неосуществление деятельности в течение 24 месяцев подряд. Это мы делаем, чтобы не было соблазнов у каких-то организаций прийти и зарегистрироваться резидентом, получить земельный участок, ничего не делать и ждать повышения рыночной стоимости земли, чтобы потом ее продать. Если в течение двух лет компания-резидент не работает, с введением нового закона у нас будут основания считать это существенным нарушением, расторгать с такой компанией соглашение.

- Какие еще нужны изменения в законе, чтобы ОЭЗ работали более эффективно?

- Во-первых, дать возможность резидентам ОЭЗ строить помещения на вырост. Они готовы строить больше, но по существующему закону сдача временно неиспользуемых помещений, в том числе другим резидентам, запрещена. Они строят "впритык", а потом, буквально через полгода, вносят изменения в бизнес-план, и нам приходится вносить изменения в соответствующие документы, это связано с корректировкой технических условий и т.д. Мы считаем, что, если резидентам будет дана возможность строить помещения с запасом, а в случае, если эти помещения временно не используются, сдавать их в аренду, в том числе и нашим резидентам, это, с одной стороны, позволит экономить государственные деньги, а с другой стороны, позволило бы достаточно оперативно использовать пустующие помещения резидентов.

Во-вторых, решить проблему строительства жилья для резидентов. Мы подсчитали, что для сотрудников компаний-резидентов необходимо около двух миллионов квадратных метров жилья - столько они хотят получить, купить или арендовать. Но в соответствии с Земельным кодексом предоставление земли, которая находится в государственной и муниципальной собственности, происходит только на торгах. Победитель строит жилье и продает его по рыночной цене, и мы не можем обязать его продавать жилье только сотрудникам наших резидентов. Было бы правильно, если бы нам предоставляли какие-то участки без конкурсов, под целевое использование - строительство жилья для резидентов.

И, наконец, отменить налог на имущество, которым облагается инфраструктура ОЭЗ. Уже сейчас у нас на десятки миллиардов рублей построено инфраструктуры, и налог на имущество исчисляется сотнями миллионов рублей. Построенная за бюджетные деньги инфраструктура автоматически заставляет нас получать дополнительные средства из бюджета на ее содержание. Происходит перекладывание денег из одного государственного кармана в другой.

Госуправление Макроэкономика