02.06.2009 03:00
Экономика

Жители атомграда Железногорск боятся отстаться без тепла и света после остановки реактора

Жителей атомграда терзает вопрос: как перезимовать без реактора
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Федеральный выпуск: №98 (4922)
Читать на сайте RG.RU

Со вчерашнего дня в России полностью прекращена наработка плутония-239, который используется в ядерном оружии.

В ночь с 31 мая на 1 июня на Красноярском горно-химическом комбинате в ЗАТО Железногорск остановлен последний промышленный реактор. Тем самым Россия выполнила взятые на себя обязательства - прекратить (на паритетных началах с США) производство оружейного плутония, признав уже существующие его запасы избыточными для целей обороны.

Всего, по неофициальным сведениям, в СССР было построено и введено в действие 14 промышленных реакторов для наработки плутония-239. Шесть - на территории нынешнего ПО "Маяк" (город Озерск Челябинской области), пять - на Сибирском химическом комбинате в Томске-7 (ныне - закрытое административно-территориальное образование Северск) и три - на Красноярском горно-химическом комбинате. Это единственное в своем роде предприятие, полностью расположенное под землей. Его упрятали в скальных выработках на берегу Енисея в 50 километрах к северо-востоку от Красноярска. Теперь это градообразующий объект ЗАТО Железногорск.

Между 1987 и 1992 годами, когда СССР и США активно разоружались, у нас были остановлены семь из четырнадцати реакторов. Американцы к середине 90-х вывели из эксплуатации все свои реакторы-наработчики, а в одном (на территории Хэнфордского ядерного комплекса) даже успели сделать музей и возили на экскурсии любопытствующих. В свое время там довелось побывать и автору этих строк.

После 1992 года, уже в суверенной России, были остановлены (правда, без особой огласки) еще четыре таких объекта, в том числе тяжеловодный реактор на ПО "Маяк". А три уранграфитовых реактора (два в Северске и один в Железногорске) все жгли и жгли в своем чреве урановые стержни, нарабатывая в процессе цепной реакции плутоний-239. Объяснялось это тем, что три упомянутых реактора имели двойное назначение: одновременно с плутонием давали тепло и горячую воду в дома самих атомщиков. А в двух ЗАТО - Северске и Железногорске - в общей сложности более 170 тысяч жителей. И чтобы остановить реакторы, требовалось создать замещающие тепловые мощности.

В Северске было решено реконструировать и расширить уже существующую в городе ТЭЦ. Два года назад эту работу завершили, и оба реактора там остановлены. Последний, четырнадцатый реактор продолжал работать в Железногорске - туда еще не пришли обещанные тепло и горячая вода Железногорской ТЭЦ. Но к осени, уверяют строители, все будет готово. И под эти обещания гендиректор "Росатома" Сергей Кириенко издал распоряжение: 31 мая 2009 года в 24 часа остановить реактор АДЭ-2 на Красноярском горно-химическом комбинате и вывести его "в режим резервного ожидания".

Как пояснили "РГ" на самом комбинате, окончательная точка еще не поставлена. Напротив: летом на реакторе проведут планово-предупредительный ремонт. И если, паче чаяния, строители Железногорской ТЭЦ не сдержат обещания, АДЭ-2 придется запустить по новой. Что, конечно, не сделает чести ни "Росатому", ни России в целом - с учетом принятых нами международных обязательств.

Но власти города на таком "резервном" варианте решительно настаивают. По словам мэра Железногорска Геннадия Баховцева, "город был всегда надежно обеспечен двумя источниками тепла". Это атомный реактор и, как резервный источник, мазутная котельная. "В случае каких-то неполадок на ТЭЦ город может остаться без тепла и горячей воды", - пытается градоначальник предусмотрительно подстелить соломку. Отопительный сезон, предупредил он, здесь начинается в середине сентября, а зимой в городе нередки 40-градусные морозы, которые могут держаться несколько недель.

Однако советник генерального директора Красноярского ГХК Михаил Дмитриев в разговоре с корреспондентом "РГ" назвал такие опасения "беспочвенными". По его словам, руководство комбината, министр энергетики Красноярского края и глава "Росатома" Сергей Кириенко не единожды заверяли городскую администрацию и самих жителей, что без тепла они не останутся.

Энергетика