В США случилось то, чего многие ждали, но почти все до последнего не верили в то, что такое в действительности возможно.
Банкротом стал один из столбов американской экономики. При этом вопрос, кто следующий, звучит все менее провокационно. Просто все больше экспертов уверены в том, что таков единственный вариант спасения американских компаний от многомиллиардных долгов.
Концерн "Дженерал моторс" (GM) официально признал себя банкротом и начал судебную процедуру защиты от претензий кредиторов. Банкротится не просто корпорация, а икона американского капитализма. GM более века олицетворяла собой хорошие рабочие места для американцев и американское превосходство в промышленности. Масштаб события таков, что со специальным заявлением выступил в Вашингтоне президент США Барак Обама. А сразу после выступления президента пресс-конференцию дал президент и исполнительный директор GM Фриц Хендерсон.
GM закроет в США 11 заводов и остановит еще четыре, уволит 21 тысячу американских рабочих. Будут закрыты и 2600 из шести тысяч дилерских центров.
"Новая" компания станет гораздо компактнее, будет выпускать, как планируется, 10 млн машин в год и сохранит только конкурентоспособные Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC, а Pontiac, Saturn, Saab и Hummer будут проданы.
Главным хозяином "Дженерал моторс" станет правительство США. Оно уже выделило концерну 20 млрд долларов, чтобы удержать его на плаву, и добавит еще 30 млрд под план радикальной реструктуризации. Поскольку сейчас концерну просто не на что вести производство. Для встревоженных обладателей легковушек и грузовиков GM особо подчеркивается, что будут обеспечены запчасти и гарантийное обслуживание.
Контрольный пакет - 72,5 процента акций - достанется правительству. Как мрачновато шутят в Америке, аббревиатура GM сохранится, но это уже будет не General Motors, а Government Motors (Моторы правительства).
Впрочем, государство не намерено долго держать в своих руках этот огромный бизнес и, по словам представителей Белого дома, избавится от него, как только позволят экономические условия.
Могучий профсоюз Объединенных автостроителей (UAW) пошел на серьезные уступки по замораживанию зарплаты и отмене премий, что позволит новой компании экономить до 1,3 млрд долларов в год. К тому же приняты оговорки, которые будут затруднять профсоюзу организацию забастовок.
А вот владельцы долгосрочных облигаций GM не согласились на предложение погасить задолженность по ценным бумагам в размере 24 млрд долларов в обмен на 10-процентную долю в акционерном капитале новой реструктурированной фирмы. Чтобы эта сделка состоялась, было необходимо согласие 90 процентов инвесторов. Однако набралось их гораздо меньше. Поэтому концерн и укроется за статьей 11 Закона о банкротстве, которая предполагает защиту от кредиторов. Ожидается, что судебная процедура завершится в течение 60 - 90 дней.
К прошлой пятнице цена акций GM упала до 75 центов за штуку - такого не бывало со времен Великой депрессии. Только в первом квартале этого года GM понесла убытки в размере 6 млрд долларов.
Правительство не собирается вмешиваться в повседневное руководство концерном. Однако совет директоров будет заметно обновлен и новые члены будут назначаться с ведома и по инициативе правительства. Президент Барак Обама месяц назад распорядился уволить прежнего главу концерна Ричарда Вагонера. Его администрация велела GM настроиться на выпуск экономичных автомобилей и выйти на самоокупаемость с производством 10 млн автомобилей в год вместо нынешних 16 млн. Так что элемент вмешательства в дела присутствует.
Представителям правительства придется теперь отвечать на много неудобных вопросов касательно новой GM. Скажем, если американские налогоплательщики проплатили компанию, то почему она планирует открывать заводы в Мексике и Южной Корее? Выходит, американцы заплатили за то, что из страны вывозятся их рабочие места.
Между тем
В воскресенье американский суд по делам о банкротстве одобрил передачу практически всех активов концерна Chrysler, общая стоимость которых составляет около двух миллиардов долларов, новой корпорации, возглавляемой итальянским автопроизводителем "Фиат". В новом Chrysler 68 процентов акций будет принадлежать аффилированному с профсоюзом UAW страховому фонду. 20 процентов достанутся корпорации "Фиат", а остальные 12 процентов акций получат правительства Канады и США.