02.06.2009 05:00
Власть

Виталий Чуркин: Введения некоторых новых рестриктивных мер в отношении КНДР не избежать

Постпред России при ООН Виталий Чуркин рассказал "РГ", каким будет дипломатический ответ на ядерное испытание КНДР
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №98 (4922)
Читать на сайте RG.RU

Весь май Россия председательствовала в Совете Безопасности ООН. Начало было очень похоже на идиллию. А последние же дни председательства России оказались бессонными для многих дипломатов.

Заседание Совбеза по ситуации на Ближнем Востоке, которое состоялось 11 мая под председательством главы МИД России Сергея Лаврова, прошло на ура. Дипломаты из разных стран, и в первую очередь россияне и американцы, уже давно не работали так слаженно, почти одной командой. Однако прошло еще две недели, и страсти вновь забурлили. КНДР произвела ядерный взрыв. Экстренного заседания Совбеза было не избежать.

О том, какой будет новая резолюция Совета Безопасности по ситуации вокруг Северной Кореи, а также о том, чем еще запомнилось завершившееся председательство России, в интервью "Российской газете" рассказал постпред России при ООН Виталий Чуркин.

Российская газета: В связи с ядерным испытанием, которое Северная Корея произвела 25 мая, в СБ ООН обсуждается проект новой резолюции по КНДР. Является ли ужесточение санкций в отношении КНДР адекватным ответом на действия Северной Кореи? Когда, на ваш взгляд, можно ожидать принятия резолюции?

Виталий Чуркин: Ядерное испытание в КНДР 25 мая - предмет особой обеспокоенности в мире. Не прошло и суток, как мы в качестве председателя Совета созвали, по просьбе Японии, экстренное заседание СБ для обсуждения сложившейся ситуации. На этом заседании члены Совета осудили акцию Пхеньяна как серьезное нарушение резолюции СБ 1718 и международного режима нераспространения. Было зафиксировано единство мнений относительно необходимости разработки новой резолюции СБ.

Хотя введения некоторых новых рестриктивных мер в отношении КНДР не избежать, они должны быть адресными

Мы считаем, что с учетом неприемлемого характера "ядерного демарша" КНДР такое решение должно быть сильным, но не вести к полной международной изоляции Северной Кореи, что не способствовало бы долгосрочному укреплению стабильности на Корейском полуострове и в регионе в целом. Хотя введения некоторых новых рестриктивных мер в отношении КНДР не избежать, они должны быть адресными, пропорциональными угрозе для режима нераспространения ядерного оружия и обратимыми. Резолюция должна быть направлена на скорейшее возобновление шестистороннего переговорного процесса по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП).

Говорить о конкретных сроках принятия резолюции пока преждевременно. Главное - солидарно выйти на эффективное решение СБ.

РГ: Отличалось ли только что закончившееся председательство России в Совбезе ООН от предыдущих?

Чуркин: Все периоды председательства России объединены главной задачей - повышение эффективности Совета Безопасности как главного органа ООН, отвечающего за поддержание международного мира и безопасности. Мы последовательно способствуем тому, чтобы Совет оперативно и, если хотите, качественно реагировал на реальные вызовы международному и региональному миру и безопасности.

Разумеется, обстановка в мире весьма динамична и привносит специфику в каждое председательство в Совете. В этот раз наше председательство проходило на фоне непростой ситуации на Ближнем Востоке, в Азии и Африке. Под занавес возникла сложная ситуация в связи с ядерным испытанием КНДР.

РГ: 11 мая состоялось заседание Совбеза по Ближнему Востоку. Почему Россия решила выступить в качестве инициатора его проведения?

Чуркин: Российская Федерация инициировала проведение данного заседания с учетом совокупности факторов. В их числе - негативные последствия недавнего кризиса вокруг Газы, длительная пауза в переговорах, обусловленная в том числе продолжающимся обзором ближневосточной политики как в США, так и новым руководством Израиля. Мы исходили из важности подтверждения Советом Безопасности основополагающих принципов мирного процесса на Ближнем Востоке и закрепления результатов, достигнутых на предыдущих этапах политического диалога между палестинцами и Израилем.

По итогам заседания удалось принять официальное заявление Председателя СБ, которое отвечает поставленным задачам. Главное - в этом документе подтверждается международно-правовая платформа ближневосточного урегулирования: соответствующие резолюции СБ ООН, Мадридские принципы, Арабская мирная инициатива, "Дорожная карта" и принцип "двух государств". Подчеркивается важность достижения всеобъемлющего регионального урегулирования как главной предпосылки стабильного и поступательного развития Ближнего Востока. Подтверждается поддержка проведению в этом году в Москве международной конференции по Ближнему Востоку, которая, надеемся, придаст импульс возобновлению переговоров на всех "треках" ближневосточного урегулирования - палестинском, сирийском и ливанском.

РГ: 27 мая состоялись консультации СБ по докладу Генерального секретаря ООН, представленному в соответствии с резолюцией 1866, то есть по мониторинговой миссии ООН на абхазо-грузинской границе. Каков их главный итог? Удалось ли продвинуться в вопросе обновления мандата этой миссии в соответствии с новыми геополитическими реалиями в регионе?

Чуркин: В докладе Генсекретаря ООН сделан важный шаг вперед в плане учета политической динамики в Закавказье. Во-первых, изменено название самого доклада. Во-вторых, Генсекретарь предлагает переименовать бывшую Миссию ООН по наблюдению в Миссию по стабилизации, что в большей степени отвечает задачам текущего этапа в регионе.

Главное сейчас - обеспечить надежную систему безопасности, которая исключала бы рецидив агрессии Грузии против ее региональных соседей. Поэтому в будущей резолюции, в частности, должны быть закреплены положения о неприменении силы. Актуальность этого принципа только возрастает с учетом концентрации грузинских силовых структур на границах с Абхазией и Южной Осетией.

Основная работа над резолюцией еще впереди. Она должна быть завершена к 15 июня этого года, когда истекает нынешний мандат Миссии ООН.

РГ: Какие другие мероприятия и решения СБ состоялись под председательством России?

Чуркин: Мы провели открытое заседание Совета по вопросам антитеррористической деятельности ООН. Была обсуждена текущая работа вспомогательных комитетов Совета Безопасности, которые, дополняя друг друга, решают различные задачи в сфере антитеррора.

В данной области Совету Безопасности и ООН в целом предстоит решать объемные задачи. Это - укрепление и совершенствование санкционного режима в отношении лиц и организаций, связанных с талибами и "Аль-Каидой", как главного источника нестабильности в Афганистане и Пакистане, пресечение доступа ОМУ в руки террористов и последовательное укрепление законодательных и административных механизмов противодействия терроризму по линии ООН.

Чтобы быть эффективным, сотрудничество в антитеррористической сфере должно опираться на постоянный и максимально широкий диалог, координацию соответствующих ооновских структур. В этом смысле наше заседание, в котором приняли участие более тридцати делегаций, стало важным шагом вперед.

Значительное внимание мы уделили разрешению конфликтных ситуаций в Африке. Были приняты заявления Председателя СБ, направленные на стабилизацию обстановки на границе между Чадом и Суданом, в поддержку процесса урегулирования в Сомали и Кот-д Ивуаре. В мае Миссия СБ посетила ряд государств Африки - Эфиопию, где провела неофициальную встречу с Советом мира и безопасности Афросоюза, Руанду и ДР Конго для обсуждения ситуации в регионе Великих озер, а также Либерию.

Принята важная резолюция о продлении мандата Вооруженных сил ООН на Кипре. Эта операция продолжает способствовать поддержанию благоприятных условий для кипрского урегулирования.

Внешняя политика Северная Корея Совет Безопасности ООН