Межгосударственный авиационный комитет опубликовал официальный отчет о причинах крушения "Боинга" в Перми.
Разбившимся "Боингом" управлял неопытный экипаж, а командир судна был в состоянии алкогольного опьянения - это главные выводы комиссии.
Комиссия по расследованию причин катастрофы "Боинга-737" компании "Аэрофлот-Норд", выполнявшего рейс Москва-Пермь, начала работу сразу же после трагедии 13 сентября 2008 года.
МАК отмечает, что уровень пилотов был слишком низок для управления "Боингом". Так, командир воздушного судна до начала полетов на "Боинге-737" не имел опыта выполнения полетов в качестве руководителя. А в помощники к командиру, имеющему недостаточный опыт работы в этой должности, был назначен второй неопытный пилот. Причем раньше оба выполняли полеты только в составе большого экипажа. Комиссия сделала вывод, что экипаж самолета был скомплектован без учета фактического уровня подготовки пилотов. "Бесспорно, основная причина катастрофы - это слабая натренированность пилотов в выводе самолета из крена в стрессовой ситуации", - отмечается в заключении комиссии. Кроме того, у членов экипажа не было даже "базовых навыков полета на многодвигательных самолетах с разнесенными двигателями".
Самолетом почти все время управлял второй пилот, время от времени передавая штурвал командиру.
В 23 часа 08 минут, когда величина левого крена самолета достигла 30 градусов, второй пилот попросил командира взять управление судном. Однако командир ответил: "Да что возьми...(нецензурное выражение), я ж тоже не могу". Через минуту командир все-таки начал управлять судном. "Резкие, несоразмерные действия штурвалом по крену то в одну, то в другую сторону говорят о том, что командир потерял пространственное положение из-за неправильной трактовки крена на авиагоризонте с прямой индикацией",- говорится в отчете. Видя такие действия командира, второй пилот пытался остановить его: "...(нецензурная брань), что мы делаем-то?!" Однако командир уже не был в состоянии адекватно оценивать ситуацию. В 23 часа 09 минут он совершает критическую ошибку - резко отклоняет штурвал влево, практически до упора.
Самолет выполняет практически "бочку" с резким увеличением отрицательного тангажа (угловое движение летательного аппарата относительно главной поперечной оси инерции) до 65 градусов. Из такого положения, не имея достаточного запаса высоты, даже несмотря на большую скорость самолета, вывести судно было невозможно. Скорость самолета во время его столкновения с землей была около 470 километров в час, поэтому шансов выжить у пассажиров не было.
Судебно-медицинская экспертиза установила наличие в крови погибшего командира этилового алкоголя. Хотя перед вылетом из Шереметьево все члены экипажа проходили медицинский осмотр и были допущены к полету.
Комиссией был получен текст сообщения (SMS), отправленного с борта самолета одной из пассажирок своему знакомому в Великобритании. Отправитель был очень сильно напуган, поскольку в предполетном обращении к пассажирам голос командира звучал как голос "совершенно пьяного человека". Среди пассажиров возникло сильное беспокойство, но бортпроводники сказали, что все нормально.
Инструментальный анализ речи командира показал, что в течение последних 30 минут полета у него был высокий уровень психо-эмоционального напряжения, который на 40-70 процентов превышал нормальный уровень. Причина тому - сочетание двух факторов: алкоголь в крови и накопленная усталость. Речь членов экипажа, отмечается в заключении, изобиловала нецензурными выражениями, нелестными отзывами о бортпроводниках и службы УВД аэропорта.
После катастрофы часть очевидцев утверждали, что самолет загорелся в воздухе, однако комиссия пришла к другому выводу. Обгоревших верхушек деревьев на месте падения самолета не было, хотя первое столкновение произошло именно с деревьями. Значит, пожар возник уже на земле из-за возгорания пролившегося топлива.