"Руками не трогать!" - классика советских музейных табличек, антибренд музейного дела. Во всем мире уже давно многое можно трогать руками, и именно это трогание руками истории и культуры оказывается плодотворным.
Тем, кто приглашает трогать историю руками, - носителям смелых идей, креатива и инноваций в музейном деле, - Министерство культуры Российской Федерации, Ассоциация менеджеров культур и Благотворительный фонд В. Потанина выдавали в начале недели гранты.
На входе в зал для награждения участников церемонии встречал столик с чайными чашками поза-прошлого века и старинной коломенской пастилой. Победители поднимались на сцену, а по рядам гуляла коробочка "Пастила Толстых", на обороте старой факсимильной фотографии Софьи Андреевны ее рукой выписанный семейный рецепт пастилы.
Партнерский музейный проект "История со вкусом" из Коломны - один из тех, кто получал грант на музейную инновацию и смог его реализовать.
- Вы не представляете, как много можно найти из того, что считалось утерянным, - рассказывает руководитель проекта Елена Дмитриева, - от старинных рецептов до описания внешнего вида пастильщицы.
Коломенские музейщики живут сегодня идеей создать в городе новую музейную ось - не признанный уже Коломенский кремль, но Коломенский Посад, в музейчиках которого будет возможность вглядеться в жизнь не в зеркале власти и большой истории, как нас приучили в советское время, но в зеркале быта. А сюжеты быта - это не только 8 сортов старинной коломенской пастилы, которую в музее подают с чаем, но и приехавшая из Черкизово в Коломну на день пофотографироваться молодая Ахматова.
- Официальному содержанию нетрудно попадать в историю, - рассказывает Петр Назаров, только что выигравший грант на свой новый проект. - Данные о том, сколько в Сургуте членов партии "Единой России", обязательно останутся в музейных архивах. Но мы решили, что нужно останавливать внимание и на неформальных видах жизни и создали проект "Музей - территория равных: от стиляг до эмо".
На экране этот проект презентуется в форме танцев стиляг
60-х, а Петр рассказывает о картинах, которые они приобретают на выставках молодых сургутских художников, задетых субкультурностью существования.
- Музейная жизнь сегодня хоть и трудная, поиски денег отнимают много времени и сил, но необыкновенно интересная как раз благодаря новаторским идеям молодых людей, - считает заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.
А многолетний конкурс, поддерживающий такие идеи, поменял сам образ музейщика, считает член жюри конкурса, директор музея-усадьбы "Останкино" Геннадий Вдовин.
- Он снял с музеев и музейщиков комплекс маргинала, "местного сумасшедшего".
Сегодня музейный человек, по его словам, это нескандальный тип, умеющий дискутировать, выигрывать, избегать пустого драматизма и выстраивать правильные отношения с властью и жизненной средой.
Но при этом смело расширяющий границы культурного пространства в самые неожиданные стороны. Чего стоят, например, музейные проекты для детей с ограниченными возможностями - незрячими или больными ДЦП, или образовательные проекты музеев.
Тем более что Интернет широко предоставляет музеям возможность для новой, открытой для самой неожиданной публики работы.
Владимир Толстой, ставший ходячей имиджевой "иконой" современного российского музейного дела (спроси "музейщик, ответят - Толстой, как 40 лет назад, наверное, ответили бы "Гейченко"), вручил специальную премию за лучший музейный интернет-дневник. Им оказался блог проекта "К нам на огонек" музея городского быта "Симбирск конца XIX - начала XX века".
- Музей - это дела смирения, - напомнил о вечных ценностях профессии писатель Александр Архангельский. - Но по сути это не столько сохранение прошлого, сколько создание настоящего. Музей создает образ прошлого, на который мы опираемся.
Надо сказать, что сама церемония награждения проходила в таком стильном и современном формате - экраны со всех сторон, очень емкие выступления, редкий для России пример выдержанного короткого регламента, великолепный музыкальный перформанс и даже уместные напитки и еда на фуршете, что в пору было учиться дизайну профессиональной коммуникации.
Ну разве что сквозь артистическую манеру ведущего иногда проглядывалась бесконечная равнина гламурного равнодушия к произносимому, но без этого вообще можно было бы обольститься мыслью, что нынче времена двух Савв - Мамонтова и Морозова.