Росздравнадзор начинает постоянный мониторинг за ценами на медикаменты. Соответствующий приказ минздравсоцразвития публикует "Российская газета".
Таким образом, власть сделала первый шаг в обещанном усилении контроля за тем, насколько доступны - по стоимости и наличии в аптеках - лекарства для населения.
Напомним, что после ценового всплеска на лекарства в конце прошлого - начале нынешнего года правительство решило серьезно заняться ценообразованием на лекарственном рынке. До сих пор этот процесс был во многом стихийным.
Во-первых, хотя формально и существует регистрация (декларирование) отпускных цен на лекарства из перечня жизненно важных препаратов, но она носит заявительный характер. Производитель фактически диктует цену, поскольку нет официально утвержденных правил расчета затрат на производство и норм прибыли. Более того, ответственность за уклонение от регистрации цен (как и за завышение цены, если она все же регистрируется) законодательством не предусмотрена. А в сопроводительных документах, которые обязательны для каждой партии медикаментов, отпускная цена не указывается. В результате торговые наценки могут накручиваться не на "первую" (отпускную) цену, а уже на увеличенную стоимость оптового посредника. Кстати, посредников в цепочке от завода до аптеки может быть несколько.
Во-вторых, оптовые и розничные надбавки к цене устанавливаются регионами самостоятельно и по собственно изобретенным правилам. Что тоже отнюдь не добавляет прозрачности ценообразованию.
Это ярко проявилось нынешней весной: доллар стал падать, казалось бы, и лекарства подешевеют, но не тут-то было.
Наконец, государство решило призвать фармбизнес "открыть карты".
На выходе постановление правительства, которое обяжет (не порекомендует, а именно обяжет) производителей регистрировать отпускные цены. От них и будет "плясать" торговля, добавляя положенную оптовую и розничную надбавки. Причем какими они будут, тоже решено установить на федеральном уровне. Регионы будут устанавливать эти надбавки по единой методике.
Пока же эти ключевые документы дорабатываются, уже делаются подготовительные, но не менее важные нормативные шаги. Так, минздравсоцразвития определило, на какие именно медикаменты будет распространяться мониторинг и каким образом он будет организован. В этом перечне - около 130 наименований лекарств для лечения практически всех групп заболеваний. Для сравнения: Росстат, в общем-то, изменение цен фиксирует, но всего-то примерно на пару десятков наименований лекарств, причем лекарств старых, использующихся десятки лет. За новыми поступлениями на рынок статистики по понятным причинам уследить не в состоянии.
Кроме того, продолжается серьезная работа над составлением перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС).
Именно входящие в этот перечень препараты и будут подлежать регистрации. В минздравсоцразвития постарались сделать работу над формированием перечня максимально открытой: ясно, что вокруг лекарств, которые попадут (и не попадут) в перечень, сосредоточено слишком много самых разных интересов и больших денег. Согласно публикуемому сегодня второму приказу министерства вопрос этот будет решаться специальной комиссией, ключевым же станет мнение главных внештатных специалистов минздравсоцразвития по соответствующему направлению медицины.
Проект самого перечня Ж НВЛС, к слову, министерство также уже подготовило. Его предполагается утвердить в ближайшее время, а затем регулярно обновлять, ориентируясь на состояние лекарственного рынка.