03.06.2009 01:00
Культура

В Москве открылся IV Фестиваль симфонических оркестров мира

В Москве открылся IV Фестиваль симфонических оркестров мира
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №99 (4923)
Читать на сайте RG.RU

В четвертый раз с 1 по 12 июня в Колонном зале Дома союзов проходит Фестиваль симфонических оркестров мира, собирающий известные коллективы из разных стран.

Нынешний фестиваль стартовал выступлением Национального оркестра Капитолия Тулузы под руководством Тугана Сохиева.

Фестиваль симфонических оркестров мира за свою короткую четырехлетнюю историю уже поставил рекорд по количеству привезенных в Москву выдающихся оркестров - Национального оркестра Франции, Израильского симфонического, оркестра Римской академии Санта Чечилия и еще десятка именитых коллективов. Но то, что и в нынешнем, финансово неблагоприятном году удалось не свернуть масштаб афиши, производит особенное впечатление. С другой стороны, было бы странно не удержать проект, который посвящен государственной дате - Дню России. Отчасти поэтому в день открытия в Колонном зале Дома союзов все выглядело "прочно": и привычная церемония, и солидный гостевой коллектив на сцене - Национальный оркестр Капитолия Тулузы со своим худруком, дирижером из Мариинки Туганом Сохиевым.

На фестиваль французы прибыли не только со своим визитным репертуаром - музыкой Дебюсси, Берлиоза, но и со специально подготовленной русской программой: "Праздничная увертюра" Шостаковича, сюита из балета Стравинского "Пульчинелла" и "Симфонические танцы" Рахманинова. Как заметил маэстро: "Менталитет французских и русских оркестров похож. Есть в них какая-то небрежность - именно в той степени, в которой она необходима".

Небрежность у французов можно было услышать легко, когда неожиданно киксовали медные или тутти увлекало музыкантов, а главное - дирижера, так, что громовой эффект оказывался сильнее музыкального. Но детали не заслонили общего впечатления от оркестра, обладающего ярким концентрированным звуком, идеальным чувством формы и внутренней структуры музыки, невероятно гибкими чистыми струнными и объемной красотой звучания деревянных. В Рахманинове все-таки не хватило особой загадочной "русскости"- воздуха в оркестре, пространственности, которая достигается, конечно, не штрихами. Но была в "Симфонических танцах" и рахманиновская экспрессия, и жесткое скандирование глубины темы Dies Irae (День гнева), и захватывающий, без всякой ностальгической рефлексии эффектный поток вальса во 2-й части.

Наиболее интересной в программе показалась интерпретация "Пульчинеллы". Для французских музыкантов это естественно: ведь сочинение Стравинского представляет собой вариацию европейского композиторского языка XVIII века - Перголези, Галло, Паризотти. И здесь оркестр выступил на привычной территории - в гавотно-менуэтном жанре, в искусных барочных инструментальных соло, в тонком кружеве ансамблей. Внятно прозвучал и сохиевский концепт - подчеркнутые вторжения "ярмарочного гула", заставляющего вспомнить о русском коллеге Пульчинеллы, тоже попавшем в балетную музыку Стравинского, - Петрушке.

В следующих программах фестиваля на сцене Колонного зала выступят Будапештский фестивальный оркестр со своим худруком Иваном Фишером (4 июня), оркестр Западногерманского радио (WDR) с дирижером Семеном Бычковым (6 июня) и два российских коллектива - Омский академический с дирижером Дмитрием Васильевым (9 июня) и Российский Национальный оркестр (РНО) с руководителем Михаилом Плетневым и дирижером из Мариинки Михаилом Татарниковым. 12 июня, в День России, РНО закроет фестиваль космогонической музыкой Скрябина и световым шоу.

Музыка