04.06.2009 03:00
Культура

Наталья Бондарчук: Фигура Гоголя - необычайная, непостижимая по своему драматизму

К ним пыталась приблизиться и разгадать в своем фильме Наталья Бондарчук
Текст:  Татьяна Хорошилова (Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №20 (408)
Читать на сайте RG.RU

Премьера кинофильма "Гоголь. Ближайший" Натальи Бондарчук состоялась на кинофестивале "Золотой Витязь", который завершился в Липецке. В истории кинематографа до сегодняшнего момента не было ни одного фильма о жизни великого писателя Николая Гоголя. Элементы его биографии освещались в некоторых картинах, но еще никто не предпринимал попытки перенести на экран таинственную и трагическую жизнь человека, произведениями которого восхищались и восхищаются миллионы людей.

Уже сразу после смерти Гоголя современники признали: биография писателя представляет собой большую загадку для исследователей, они до сих пор не могут объяснить, почему Гоголь уничтожил большинство своих черновиков, а перед смертью сжег второй том "Мертвых душ". Почему ему перестали нравиться собственные тексты? Что случилось с жизнерадостным молодым человеком, которого знали школьные и гимназистские друзья? Что мучило писателя и от чего он постоянно бежал, колеся по Европе?

Режиссер фильма Наталья Бондарчук уже много лет создает фильмы, посвященные эпохе золотого века славянской культуры. В ее фильмографии картины о Пушкине, Тютчеве, декабристах, княгине Волконской и многие другие.

В съемках "участвовали" реальные исторические вещи Гоголя, их для фильма предоставили российские и украинские музеи писателя. Письма Гоголя, его портфель - все это было бережно отснято с актерами и на специальном полотне хромакей, чтобы в дальнейшем при помощи компьютерной графики создавать отдельные кадры фильма с раритетными экспонатами. Последний съемочный этап проходил в павильоне киностудии Довженко. Там специально для фильма художником картины Сергеем Воробьевым был создан масштабный комплекс декораций: кабинет Гоголя в Италии, гостиная и кабинет Гоголя в доме Толстых, беседка в Ницце, дом Виельгорских в Париже...

Перед премьерой фильма корреспондент "СОЮЗа" встретился с режиссером Натальей Бондарчук.

- Как можно охарактеризовать жанр фильма?

- По жанру он близок к мистической драме. Новизна взгляда на биографию писателя в наше время выражается в том, что она рассматривается сквозь призму религиозного миросозерцания писателя, что было бы совершенно невозможно в атеистическое советское время. Гоголь был православным христианином, и фильм направлен на раскрытие его духовных исканий.Снимали в Сорочинцах, в Гоголеве, где дом Николая Васильевича. Были у нас планы снимать в Италии, во Франции - мы были там на выборе натуры, но снимали в павильоне.

- Кто снимался в фильме?

- Леонид Мозговой, Анастасия Заворотнюк. Я искала девушку с пронзительными черными глазами (очами) и нашла. Также снимались Валентина Теличкина, Николай Бурляев и другие.

- С какими трудностями вы столкнулись в работе над фильмом?

- Наш проект "Гоголь. Ближайший" был остановлен, но мы предприняли невероятные усилия, чтобы доснять картину. Наш съемочный период начался с Оптиной пустыни. Нам даже разрешили снимать в скиту, а туда даже некоторые монахи не допускаются... Мы снимали там без света, тихонечко проходя, боясь нарушить молитвенное состояние. Специально для фильма для нас исполнили несколько церковных песен, написанных в XIX веке святым оптинским старцем Макарием. Нам священник сказал: "Вы не думайте, что Гоголь умер, он жив, он только пребывает в другом мире и ему вовсе не безразлично, что и как о нем снимают". Вот такой был наш настрой, ведь фигура Гоголя - необычайная, непостижимая по своему драматизму.

- Традиционный вопрос для нашего издания. Известно ли вам, был ли Гоголь в Беларуси?

- Гоголь проезжал по Беларуси, не раз останавливался там.

- А вы были в Беларуси?

- Не только бывала, но я лауреат премии Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко за вклад в искусство.

Кино и ТВ