04.06.2009 03:00
Власть

В России входят в практику формы оплаты покупок, нарушающие права граждан

В России входят в практику экзотические формы оплаты рядовых покупок, нарушающие права граждан
Текст:  Александр Гасюк Татьяна Зыкова Вячеслав Прокофьев Артем Санжиев Татьяна Смольякова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №101 (4925)
Читать на сайте RG.RU

Не исключено, что однажды, придя в соседний супермаркет за пучком редиски, вам его так просто не продадут, а потребуют паспорт, чтобы проверить вас на непричастность к терроризму и отмыванию "грязных" денег.

Подозреваются все

Подобные безопасные методы торговли по паспорту уже широко практикуют в автосалонах, мебельных торговых центрах Москвы. Причем даже копеечную покупку, к примеру, мебельной ручки, диванной подушки или табуретки, вы не сможете сделать без документа, удостоверяющего личность.

"Почему и на каком основании я, гражданин России, в своей родной стране не могу купить в магазине за российские рубли табурет?" - с таким возмущенным вопросом позвонил в "РГ" наш читатель, которому в столичном мебельном торговом комплексе "Гранд" отказались продать товар без паспорта.

Менеджер магазина Марина Терехова доходчиво объяснила корреспонденту "РГ", что паспорт с покупателей требуют потому, что торговый центр отказался от обычных расчетных касс и использует операционные кассы одного из столичных банков. Для экономии.

Получается, что покупатель в момент оплаты автоматически превращается в клиента банка и попадает под действие Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Поэтому банк обязан "идентифицировать лицо, находящееся у него на обслуживании". То есть при покупке табуретки банк должен получить о гражданине следующие сведения: фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН (при его наличии). Кроме того, банк обязан документально зафиксировать и передать эту информацию в уполномоченный орган. То есть любая банковская операция должна сопровождаться проверкой каждого из нас на благонадежность, а наши деньги - на чистоту происхождения.

Табуретка - оружие террориста

Кстати, вопрос "РГ", зачем такая форма банковских расчетов нужна магазину, в министерстве промышленности и торговли недоумения не вызвал. Более того, ее признали прогрессивной. По словам представителя ведомства, торговые сети переходят на такую схему, чтобы максимально сократить время прохождения платежей за товары своим поставщикам.

"Имея обычные кассы, взаиморасчеты в цепочках юридических лиц растягиваются от 30 до 60 дней, поэтому понятно, что партнеры ищут более оперативные способы работы", - пояснили в ведомстве. К тому же магазин экономит: на покупке и обслуживании кассовых аппаратов, на инкассации, кассирах и бухгалтерах.

Банку, как выяснилось, это тоже выгодно: он получает определенные суммы за обслуживание и у него сокращаются издержки на проверку кассовой дисциплины клиента.

Более того, по словам одного из московских банкиров, члена Комитета Ассоциации российских банков по вопросам банковской безопасности Виктора Исакова, такая схема продаж выгодна и государству: "Полная прозрачность. Невозможность "серой" кассы, ухода от налогов, все платежи, вся выручка юридического лица видны".

Однако из всей этой замечательной схемы выпал почему-то гражданин с его табуреткой, для покупки которой он обязательно должен иметь при себе паспорт.

Впрочем, Ассоциация российских банков пыталась изменить ситуацию. Банкиры не раз просили депутатов Госдумы отменить паспортный контроль при покупках на сумму до 30 тысяч рублей. Однако член думского Комитета по финансовому рынку Павел Медведев настаивает, что это противоречит инструкции ФАТФ: "Все те поблажки, которые можно было сделать, мы уже сделали. Проблема в другом: что делает банк в магазине? Почему людям навязывают услугу, в которой они не нуждаются?" По его словам, ни в каком законе не написано, что человек должен ходить в магазин с паспортом только потому, что кому-то оказалось так удобнее торговать.

А разбираться в этом, по его мнению, должны общества защиты прав потребителей, Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор и в крайнем случае Конституционный суд.

Конституция гарантирует

Профессор факультета права, завкафедрой предпринимательского права ГУ-ВШЭ Оксана Олейник еще более конкретна. По ее мнению, в данном случае налицо как минимум три нарушения законодательства.

Во-первых, нарушается конституционное право на защиту персональной информации. Статья 24 Конституции гарантирует, что сбор информации о частной жизни гражданина без его согласия не допускается. "В данном случае человек, предоставляя паспорт, как бы соглашается на сбор информации, но при этом он не понимает, на что соглашается. Его не ставят в известность, куда пойдут его данные", - поясняет Оксана Олейник.

Второе - навязывание дополнительных услуг, а именно банковской услуги, в которой покупатель не нуждается, но которую его заставляют оплачивать вместе с ценой товара. Это нарушение антимонопольного законодательства, если продавец занимает доминирующее положение на рынке (статья 10 Закона о защите конкуренции). Оно состоит в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Если субъект не является монополистом, то это нарушает права потребителя (статья 16 Закона о защите прав потребителей).

Третье нарушение состоит в том, что при такой организации работы нарушается право потребителя на информацию (статья 10 закона), то есть, по существу, потребителя обманывают. Что же касается "борьбы с терроризмом", то профессор Олейник видит здесь еще одну проблему, уже неюридического характера: "Информацию собирают в огромных масштабах при явной неспособности ее обработать. Это не борьба с терроризмом, а ее видимость, имитация".

А миллиарды мимо глаз

Пока проводилось это расследование, на языке вертелся один вопрос: почему за копеечные покупки при участии банка мы подвергаемся тотальному контролю, хотя в терминалах моментальных платежей можно без всякого паспорта перечислять неограниченные суммы и проводить банковские операции через Интернет.

Павел Медведев подтвердил, что "это противоречит нормам банковского и антиотмывочного законодательства. В банках, по закону, учитывают каждую копейку и каждого клиента, а через терминалы моментальной оплаты миллиарды пропускают мимо глаз".

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин обращает внимание на то, что торговый центр - это предприятие розничной торговли. Поэтому оно обязано принимать рубли без всяких условий и документов. "Оно, конечно, может перепозиционировать себя, например, как выставочный зал. Но сейчас такой вывески, насколько я понимаю, на магазине нет", - говорит эксперт. Его коллега, председатель Московского общества защиты потребителей Надежда Головкова, считает, что на подобную форму обслуживания магазин перешел на основании правил внутреннего распорядка, которые сам и установил. "Но внутренние правила можно придумывать и расширять до бесконечности, поэтому нужен Роспотребнадзор, который разберется в ситуации", - говорит Головкова.

Кстати, в Роспотребнадзоре сначала усомнились в рассказе корреспондента "РГ": "Такого не может быть". Но потом все же пообещали разобраться, если в службу поступит соответствующее заявление. В Федеральной антимонопольной службе также заинтересовались нашим сообщением. Начальник управления контроля финансовых рынков Юлия Бондарева выразила готовность изучить приемы, применяемые сегодня рядом торговых центров.

По мнению наших экспертов, если сегодня не обратить внимания на эту проблему, она будет нарастать. И поход в соседний прод маг станет невозможен без паспорта. Чтобы этого не было, придется заводить пластиковую карточку. Но это уже другая история.

Беженец - тоже покупатель

Документы, которые вправе потребовать у нерезидентов магазин, перешедший на "банковскую" схему расчетов:

От редакции

Просим считать данную публикацию официальным обращением "Российской газеты" в Роспотребнадзор и Федеральную антимонопольную службу.

А как у них?

США

Первая в мире пластиковая кредитная карта появилась в Соединенных Штатах 28 февраля 1950 года. Изначально эти карточки предназначались для нескольких сотен служащих Манхэттена, которые могли рассчитываться ими в кредит в 14 ресторанах Нью-Йорка. Однако уже скоро кредитки завоевали бешеную популярность. Сегодня их навязчиво рекламируют, рассылают по почте. А для активации документа порой достаточно одного телефонного звонка. От владельца карточки при совершении покупки требуется лишь оставить свой автограф на чеке. В стране приходится по 4-6 кредитных карт на семью, совокупный лимит кредита по которым порой доходит до 60 и более тысяч долларов. Суммарная задолженность по кредитным картам в США на январь 2009 года оценивалась Федеральной резервной системой в 963 миллиарда долларов.

Франция

С помощью кредитных карточек расплачивается за покупки почти все взрослое население Франции. При этом никакого документа покупателю предъявлять не надо. Правда, удостоверение может потребоваться, если у покупателя на руках кредитка иного образца. Такими карточками, как правило, расплачиваются иностранцы, включая наших соотечественников. В этом случае продавец сверяет данные документа, а это чаще всего заграничный паспорт, и записывает его данные. Покупателю остается лишь расписаться на квитке, подтверждающем снятие с его карточки суммы, использованной на покупку.

Южная Корея

Кредитная карточка в Южной Корее такая же вещь первой необходимости, как зубная щетка. Конечно, на рынке вам едва ли продадут что-либо, если у вас не найдется при себе наличных. Зато во всех остальных местах, начиная с универмага и заканчивая кабинетом дантиста, вы легко расплатитесь карточкой. В Корее есть два типа карт - дебетовая и кредитная. Обе можно использовать для оплаты услуг и товаров. При оплате карточкой с вас не будут требовать никаких дополнительных документов. Однако попросят поставить свою подпись на специальном сенсорном экране. Он-то и распознает, хозяин вы этой карты или нет.

Госуправление Товары и цены