Члены Совета Федерации, руководители федеральных ведомств, ученые и музейщики, реставраторы, искусствоведы обсудили в Костроме проблемы сохранения историко-культурного наследия России.
Согласно приведенной на форуме статистике, ежедневно в России гибнет один исторический или культурный памятник. Примерно 350 в год... Состояние половины охраняемых государством памятников плачевно.
Каждый реставратор, к примеру, знает, что памятники ветшают не только от времени, но и от недостатка или, наоборот, избытка всевозможных циркуляров. Дело в том, что Закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", принятый семь лет назад, до сих пор не "оброс" необходимыми подзаконными актами. В частности, все еще не создан единый государственный реестр объектов историко-культурного наследия. Не проведена их инвентаризация. А значит, закон попросту не работает.
По словам первого заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Александра Торшина, кроме скорейшей подготовки "зависших" подзаконных актов России нужен новый базовый закон о культуре, предполагающий участие объектов наследия в экономике страны. Кроме того, требуется специальный закон о статусе музеев-заповедников и музеев-усадеб, чтобы спасти их от рейдерского захвата территорий и коммерческого строительства.
Заместитель министра культуры Андрей Бусыгин предложил возродить существовавшую когда-то программу "Исторические города", чтобы историческая и культурная подлинность не была заменена новоделами и сберегались не только собственно памятники, но и окружающая их историческая застройка.
Председатель Комиссии Совета Федерации по культуре Александр Дзасохов считает, что наряду с экономическими показателями при оценке деятельности того или иного регионального руководителя необходимо всегда учитывать и вопросы, касающиеся сохранения историко-культурного наследия. Это должно стать важнейшим показателем их работы.
Руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский, напротив, уверен, что передача полномочий в деле охраны памятников культуры себя не оправдала. У регионов слишком много "житейских" проблем, в угоду которым региональные власти часто жертвуют именно наследием, оставляя его на потом, до лучших времен.
Увы, глава Росохранкультуры озвучил и еще одну весьма существенную проблему. Оказывается, в прошлом году во все вузы страны на специальность "реставрация" поступили всего 27 человек. А средний возраст специалистов в области охраны памятников и реставрации сегодня - 65 лет. Если не поднять престиж этой профессии, ее материальную планку, задача по охране памятников окажется заведомо невыполнимой.
А правнучатый племянник русского классика президент ассоциации "Лермонтовское наследие" Михаил Лермонтов уверен, что главная беда в том, что сегодня надо заставлять исполнительную власть... исполнять действующий закон.
- Например, территория памятника, согласно 73-му закону, не может использоваться иначе, чем для целей памятника, - говорит он. - Но местные власти при этом выделяют участки на территории памятника под застройку. У нас идут непрерывные судебные тяжбы. И кроме как по суду вообще невозможно остановить эти безобразия. В подмосковном Середникове, где Лермонтов провел четыре лета, а Столыпин - все детство, половина зданий усадьбы находится в федеральной собственности, половина - в региональной. А земля - вообще неизвестно в чьей. И пока мало что сдвигается в лучшую сторону.