04.06.2009 00:30
Экономика

Опрос: Молодые бизнесмены выбирают активные стратегии адаптации к кризису

Почему молодым предпринимателям не страшен кризис?
Текст:  Наталья Лебедева
Российская газета - Федеральный выпуск: №100 (4924)
Читать на сайте RG.RU

Большинство показателей делового климата в России в последние два года показывают положительную динамику развития. Об этом свидетельствуют данные опросов, проведенных российскими социологами. Но проблемы, которые беспокоят молодых предпринимателей и бизнесменов со стажем, несколько разнятся. Чем живет сегодня российский бизнес? Какие наметились положительные изменения, а что, наоборот, тормозит развитие бизнеса и экономики?

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), положительные изменения в первую очередь заметны на примере такого параметра, как отношение населения к предпринимателям. Социологи оценивают этот показатель по 7-балльной шкале (от 1 балла - "очень плохо" до 7 баллов - "очень хорошо"), так вот средний балл с 3,86 в 2007 году увеличился до 4,25 в 2008-м. Еще один важный показатель - "направление развития политической ситуации", тоже показал позитивные изменения, средний балл увеличился с 4,27 до 4,52. По мнению социологов, отечественные предприниматели вообще стали более позитивно воспринимать курс страны. Уровень налоговых ставок, развитие законодательной базы предпринимательства, свобода отношений бизнеса и власти от коррупции, уровень социальной ответственности бизнеса, защищенность частной собственности законом - все эти показатели пусть не быстро, но уверенно улучшаются.

Но есть и не столь оптимистичные изменения. Так, российских бизнесменов не очень удовлетворяет деятельность региональных властей по совершенст-вованию инфраструктуры для бизнеса. Все так же ограничены возможности для развития бизнеса в других, соседних регионах. Да и взаимоотношения внутри бизнес-сообщества пока еще далеки от идеальных.

Наиболее острыми препятствиями для предпринимательской деятельности в России участники опроса назвали недостаток квалифицированных кадров (60 процентов) и рост цен (52 процента). Развитие бизнеса также тормозят высокие налоговые ставки, коррупция и высокие административные барьеры. Каждый третий не доволен недобросовестной конкуренцией и недостаточной защищенностью прав собственности.

Другие проблемы, такие как неэффективная судебная система, нехватка объектов инфраструктуры, доступ к энергетическим и финансовым ресурсам и высоким технологиям, вызывают меньшее беспокойство. Однако, по прогнозам предпринимателей, все это может изменить наметившуюся положительную динамику развития российского бизнеса.

Тем временем социологи фонда "Общественное мнение" провели опрос среди молодых предпринимателей (кому от 18 до 30 лет) и выяснили, что новое поколение отличается от своих старших собратьев большей активностью в решении финансовых проблем и большим оптимизмом в отношении своего материального положения. Конечно, мировой финансовый кризис внес свои коррективы. Более половины участников опроса столкнулись с теми или иными проблемами: снизилась прибыль, сократилось число заказов, уменьшилась заработная плата. Но в будущее молодые бизнесмены смотрят с большим оптимизмом, нежели старшее поколение. Несмотря на снижение доходов, многие молодые люди не намерены отказываться от привычного уровня потребления и все чаще выбирают активные стратегии адаптации к кризису. 74 процента молодых предпринимателей заявили, что начнут искать дополнительный заработок. Каждый третий выразил готовность сменить работу, еще 17 процентов опрошенных готовы освоить новую профессию. Преодолевать кризис молодые люди собираются упорным трудом.

Малый бизнес Социология