Вчера Совет директоров ЦБ в третий раз с апреля этого года снизил на полпроцента ставку рефинансирования, которая напрямую влияет на проценты по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Таким образом она похудела уже на полтора процента и теперь составляет 11,5 процента годовых.
А первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев, выступая на заседании рабочей группы Госдумы, не исключил дальнейшего ее снижения в течение года. Правда, при условии уменьшения инфляции в России. Позже, в беседе с журналистами, Улюкаев предположил, что, по-видимому, ЦБ пересмотрит и официальный прогноз по снижению инфляции до 12 процентов. И даже меньше.
"Я глубоко убежден, что инфляция будет существенно меньше, чем официальный прогноз правительства по году - 13 процентов", - подчеркнул он. Основание для такого оптимизма, по его мнению, - наметившаяся в конце мая тенденция к замедлению темпов роста цен. Почти все цены, сообщил Улюкаев, остановились в росте, кроме цен на овощи. Так, по его словам, в мае этого года инфляция снизилась по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом в 2 раза. А "накопленная" с начала 2009 года составляет сегодня 6,8 процента. Говоря о "поведении" инфляции, Улюкаев не исключил нулевую и даже отрицательную инфляцию в отдельные месяцы года, что может в конце концов привести к дефляции.
Между тем, комментируя в беседе с корреспондентом "РГ" дефляционные ожидания, член Комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев мягко заметил, что "это не такая уж близкая перспектива". Что же касается инфляции, то, по его мнению, ее надо не переставать бояться. Вместе с тем Медведев считает, что до конца года инфляция может снизиться до 10 процентов. А через пять лет - и до 4-5 процентов.
А вот по вопросу, волнующему без исключения весь бизнес, - когда в связи со снижением ставки рефинансирования все-таки начнут дешеветь кредиты для конечных заемщиков, Медведев высказался не столь определенно. Он уверен, дешеветь кредиты начнут, но когда - сказать затрудняется. До сих пор снижение ставки рефинансирования пока оставалось символическими шагами от денежных властей и практически не отразилось на доступности и тем более стоимости кредитных ресурсов для реального сектора экономики и населения. Медведев это объясняет высокими рисками для банков в условиях экономического спада. Впрочем, Центробанк, по мнению Павла Медведева, снижая ставку рефинансирования, старается максимально исчерпать возможности, которые дает снижение инфляции.
Татьяна Зыкова
По мнению Эльвиры Набиуллиной, снижение учетных ставок ЦБ - важный шаг, если вести речь о конечной цели, то есть доведении денег до предприятий реального сектора экономики. Министр дала понять, что возможности для снижения ставки сохраняться и в дальнейшем: инфляция снижается, и сбить ее темпы будут стараться и дальше. Но существует еще один риск, с которым сталкиваются банки, - это риск оценки заемщика. "Даже когда мы рассматриваем системообразующие предприятия и решаем вопрос о выделении помощи им, то одним из условий является их прозрачность, а так бывает не всегда", - признала министр. И поэтому не стала скрывать, что опасения банков во многом понятны.
Подготовила Елена Кукол