04.06.2009 03:00
Культура

Людмила Зыкина хотела стать не популярной, а любимой

Людмила Зыкина не хотела стать популярной. Она хотела стать любимой
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №101 (4925)
Читать на сайте RG.RU

Впервые в составе хора имени Пятницкого она вышла на сцену в 1947 году.

С тех пор она много раз объехала весь мир, тираж ее дисков насчитывает миллионы экземпляров. 10 июня Людмиле Зыкиной исполняется 80 лет. В канун юбилея певица дала интервью "Российской газете".

"Если уж петь в хоре - так запевать"

Российская газета: Несколько лет назад в одной беседе вы сказали: "Я прошла через жернова, и мне уже ничего не страшно". Что вы имели в виду?

Людмила Зыкина: Как и всему нашему поколению, мне выпала трудная судьба. Мы работали с раннего детства наравне со взрослыми, и никто не считал это чем-то особенным, никто нас не жалел, да и сами себя мы не жалели. Я работала и на заводе, и в пошивочной мастерской, так что когда меня приняли в хор имени Пятницкого, родные удивлялись: "Разве это работа - петь?" Но к занятиям в хоре я тоже относилась с огромной ответственностью, мне даже в голову не приходило, что можно быть, как все. Нет, я должна быть лучше всех!

Став солисткой, я не отказывалась ни от каких концертов, ни от каких площадок, даже самых непрестижных - да в наше время мы и слов-то таких не знали! На эстраде в то время царили Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Капитолина Лазаренко, сестры Клоднины, Александра Прокошина. Я старалась у всех учиться, но понимала, нужно оставаться самой собой, ни на кого не похожей. И так всю жизнь: через все препятствия - только трудом и терпением. Я бы ничего не добилась, если бы берегла себя.

РГ: В 1949 году вы потеряли голос. Как удалось пережить это?

Зыкина: В 49-м у меня умерла мама. Пришли мы с Даниловского кладбища, помянули ее за небогатым столом - и со мной произошло самое страшное, что может произойти с певицей. У меня пропал голос. От нервного ли потрясения, от первой ли настоящей беды это случилось, только я тогда не то что петь, даже говорить громко не могла. И решила тогда, что никакой артистки из меня не выйдет. Если уж петь в хоре - так запевать, а нет - так уж лучше не петь вовсе.

Устроилась я работать в типографию брошюровщицей, люди там были хорошие, о беде моей старались не напоминать. И через год голос вернулся! Узнав, что на Всесоюзном радио есть хор русской песни, я пришла в Дом радио и встретилась там с руководителем хора Николаем Кутузовым. Так и решилась моя судьба.

РГ: Как вы определяли свою художественную задачу: развлекать, воспитывать, просвещать?

Зыкина: На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Просвещать - да, воспитывать - тоже да, развлекать - разумеется. Только сохраняя при этом традиции народной песни, в которой нет пустоты, нет песни ради песни. А современная "свобода" на эстраде меня огорчает отсутствием у певцов всякой ответственности перед зрителями, песня становится безликой, лишенной эмоциональных красок. Она разве что развлекает.

"О славе я не думала"

РГ: Как вы почувствовали, что пора выходить из хора, начинать сольную работу?

Зыкина: В хорах я пела в общей сложности 13 лет и репертуар набрала огромный. В 1957 году я стала лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, потом стала ежегодно принимать участие во всех конкурсах. После победы на Всероссийском конкурсе артистов эстрады в 1960 году мне стало ясно, что пришла пора петь самостоятельно. Став солисткой Москонцерта, начала исполнять русские народные песни. Очень любила "Утушку луговую", "Ты подуй, подуй, ветер низовой", "Матушка, что во поле пыльно"...

РГ: И этим репертуаром вы в начале 60-х сразили Париж...

Зыкина: Это было первое выступление артистов советской эстрады, до этого за границей знали только наш балет. Программа называлась "Московский мюзик-холл", и мы выходили на сцену вместе с Геннадием Беловым, Юрием Гуляевым, другими певцами. Это были исполнители высочайшего класса, а парижская пресса отмечала, что наша программа была построена не на одной звезде, как это принято на Западе, что звезд у нас оказалось много. В зале, помнится, сидели эмигранты, они впервые видели советскую певицу, исполнявшую на Западе русские народные песни.

РГ: Вам, чтобы добиться успеха, приходилось работать день и ночь. Не обидно ли, что сегодня стать популярным гораздо проще, чем в годы вашей молодости?

Зыкина: Когда я поступала в хор имени Пятницкого, то из 400 претендентов приняли только трех парней и меня. Но "звездной" болезнью я никогда не болела и никогда не стремилась стать знаменитой. Лучшей - да, но о славе не думала. А сегодня стать популярным легче только тем, кого усиленно, то есть за хорошие деньги, рекламируют. Но ведь стать популярным - это не самое трудное, а вот стать любимым, нужным - за это нужно побороться, тут уже нужно поработать, потратить здоровье. И только время и любовь зрителей могут определить: популярный ты или нет.

РГ: Вам интересны современные артисты, занимающиеся народной песней?

Зыкина: Конечно, мне не все равно, кто сейчас развивает искусство, которому я посвятила всю жизнь, но меня еще волнует и то, как его развивают. Молодые исполнители должны понять, что русская народная песня требует не только голоса, но и гармонии музыки с обликом певца, с его костюмом, манерой исполнения, отношением к самой сути песни, к ее содержанию.

"Желание нажать на газ не пропало"

РГ: Вы всегда жили напряженной творческой жизнью. И при этом вам хватало времени на кулинарию, сад, рыбалку, вышивание и многое другое...

Зыкина: Я люблю принимать гостей, а разве можно их принять в доме без домашней, пусть и простой еды? Люблю в доме чистоту и уют, к этому тоже нужно приложить свои руки. Все, что я делаю, я люблю делать, в этом я такой же человек, как и все.

РГ: Вы, как известно, заядлый автолюбитель. Возникает ли сегодня желание - будь на то силы - сесть за руль, нажать на газ...

Зыкина: Я за рулем с 1962 года, первой машиной была "Волга". В свое время я объехала все Подмосковье, Рязанщину, Орловщину, Брянск, несколько раз бывала на Кавказе. И сегодня желание нажать на газ у меня никуда не пропало, "какой же русский не любит быстрой езды"!

РГ: Что бы вы посоветовали сегодня вашим ровесникам, каким опытом можете с ними поделиться? В чем секрет вашего творческого долголетия?

Зыкина: Не хочу давать советы, тем более своим ровесникам. Думаю, им своего жизненного опыта вполне достаточно. А секрет долголетия один: нужно работать, работать и еще раз работать, любить жизнь и радоваться каждому дню.

РГ: Этим летом вы отправляетесь в большой гастрольный тур...

Зыкина: Мы будем петь русские народные песни, романсы, песни современных авторов, ансамбль "Россия" будет исполнять лучшие, проверенные временем вещи нашего инструментального репертуара. Как показали гастроли ансамбля в Нижнем Новгороде, в Удмуртии, Иванове и других городах, эта программа очень нравится зрителям. Я тоже постараюсь принять участие в концертах. А зрителям городов, до которых мы не доедем, обещаю, что моя любовь к ним преодолеет все расстояния!

СПРАВКА "РГ"

Десять самых известных песен Людмилы Зыкиной

"Оренбургский пуховый платок"

"Стою на полустаночке"

"Что было, то было"

"Как нас Юра в полет провожал"

"Течет река Волга"

"Как не любить мне эту землю!"

"Подари мне платок"

"Ивушка"

"Ой, снег-снежок!"

"Засиделась одна"

Досье

Людмила Георгиевна Зыкина родилась 10 июня 1929 в Москве. С 1942-го участвовала в художественной самодеятельности.

С 1947-го - солистка Русского народного хора им. Пятницкого,

с 1951-го - хора русской песни Всесоюзного радио, с 1960-го - Москонцерта. В 1969-м окончила Московское музыкальное училище

им. Ипполитова-Иванова. В 1977 г. создала русский народный ансамбль "Россия". Гастролировала в Японии, Великобритании, Франции, США, Индии, Австралии, ФРГ и др. странах; лауреат Ленинской премии (1970), кавалер орденов "Знак Почета" (1967), Андрея Первозванного (2004), Герой Социалистического Труда (1987).

В репертуаре Людмилы Зыкиной более двух тысяч русских народных песен, произведений современных композиторов, русские романсы.

Музыка