Более удачного места, с точки зрения исторического опыта, для проведения 15-ой министерской сессии Совета государств Балтийского моря придумать было сложно. Ее организаторы - датчане предложили главам внешнеполитических ведомств, входящих в Совет стран собраться в небольшом городке Хельсингер.
В паре километров от гостиницы, где проходила встреча, расположен замок Кронборг, куда Шекспир "поселил" своего Гамлета. А в подземелье замка, как утверждает легенда, спит великан Хольгерд. Согласно преданию, когда в Дании настанут трудные времена, он встанет, чтобы помочь народу защитить свою родину.
Но, если говорить об исторических параллелях, то Хельсингер, основанный в 1420 году, служит ярким примером того, какую политику не следует проводить на Балтийском море. Название Хельсингер происходит от корня слова, которое переводится как "узкий пролив". Это действительно самое узкое, всего несколько километров, место между Данией и Швецией.
В 1423 году один из датских королей осознал все преимущества здешних мест и построил на кусочке земли, сильнее всего вдающемся в море, крепость Кронборг. После чего объявил, что будет взимать дань с каждого судна, проплывающего мимо. Понятно, что ни каких консультаций со шведами по поводу этого решения не было. В итоге очень скоро между странами вспыхнула война, которая длилась семь лет.
Совет Балтийского моря был создан в 1992 году для того, чтобы сформировать политические механизмы, которые навсегда исключили бы саму возможность "волюнтаристских" шагов на Балтике. Эту площадку, которая объединяет не только "северян", но и их более южных соседей, многие страны рассматривают как идеальное место для неформального диалога. Заявки на статус наблюдателей в Совете подали Испания и Румыния, членами организации хотят стать Франция и Белоруссия.
Несколько лет назад в Совете Балтийского моря началась реформа, которая была призвана усилить прагматические аспекты в деятельности организации, сделать ее более ориентированной на конкретные проекты. Эта реформа с переменным успехом продолжается до сих пор.
К встрече в Дании наша страна продвигала идею создания так называемой "Группы по воспитанию толерантности". Договориться о ее формировании не удалось - против инициативы выступали Прибалтийские страны. Тем не менее, по словам главы МИД России Сергея Лаврова, в проекте итоговой Декларации отражено решение о продолжении на Совете дискуссии на данную тему.
В ходе своего выступления в Хельсингере Лавров привлек внимание участников Совета к существованию "двойных экологических стандартов" при оценке газопровода "Северный поток". И в частности, к "искусственным претензиям со стороны некоторых стран ЕС по поводу строительства, хотя этот проект был внесен Еврокомиссией в число приоритетных". В этой связи, министр обратил внимание, что критики газопровода "предпочитают не замечать природоохранные аспекты других, нужных исключительно им, проектов прокладки подводных коммуникаций на Балтике".
На Совете не обошлось без курьезов. Среди тех, кто особенно стремился переговорить "на полях" с Лавровым, был назначенный всего четыре месяца назад глава МИД Исландии О. Скарфединссон. Ему, бывшему журналисту, видимо, было просто интересно впервые в жизни пообщаться с главой российского МИДа. Однако именно эта встреча в назначенное время не состоялась, хотя для нее Лавров нашел в своем графике место. Как рассказал источник "РГ", исландский дипломат уже направлялся в комнату, где его ждала российская делегация, как вдруг увидел в коридоре главу МИД Литвы. И неожиданно бросился к нему обсудить какие-то вопросы. Когда же он завершил разговор и поспешил на встречу с Лавровым, то оказалось, что российский министр, не дождавшись его, уже ушел. У него "на полях" Совета было запланировано четыре встречи. И в отличие от начинающего исланского коллеги опаздывать на переговоры Лавров не привык.