Завершена работа над созданием логистического центра, состоящего из транспортной инфраструктуры, железнодорожных дворов для доставки олимпийских грузов и транспортной дирекции. На первом этапе дирекция займется диспетчерскими функциями по перевозке стройматериалов, а во время самой Олимпиады обеспечит доставку спортсменов и зрителей.
С транспорта начали не случайно: Сочи в его нынешнем виде пока не готов к приему десятков миллионов тонн грузов, необходимых для сооружения олимпийских объектов. Чтобы убедиться в этом, достаточно проехать по здешним дорогам и улицам: редко где не наткнешься на пробку. Особое напряжение ощущается и в "олимпийском" Адлерском районе: грузовые поезда пока идут не так интенсивно, как это будет в ближайшие месяцы, но уже сейчас закрытие переездов из-за движения эшелонов приводит к ступору на дорогах. Эту проблему уже начали решать: неподалеку от аэропорта Адлер ведутся подготовительные работы к строительству крупнейшей в городе двухуровневой транспортной развязки, которая "разлучит" шоссе с железной дорогой и облегчит проезд в сторону центра Сочи и к олимпийским объектам, сооружаемым в Красной Поляне и Имеретинской низменности.
На днях испытано оборудование, которое будет задействовано в сооружении главного транспортного объекта Игр-2014 - совмещенной автомобильной и железнодорожной трассы протяженностью более 50 километров. Она соединит районы железнодорожной станции "Адлер" и олимпийского приморского парка с объектами горного кластера, где будут соревноваться лыжники, биатлонисты и бобслеисты. К лету 2013 года на этом участке должно появиться 28 мостов, 28 двухъярусных и 59 автодорожных эстакад, а также девять туннелей и три штольни. Подготовлена площадка для сооружения первого из тоннельных комплексов: он пройдет сквозь горный массив Дзыхра. В конце мая ее осмотрели вице-премьер Дмитрий Козак и президент РЖД Владимир Якунин, которым показали смонтированный горно-проходческий комплекс: в ближайшие недели здесь приступят к прокладыванию подземных трасс.
- Сейчас мы находимся в состоянии полной готовности к массовому строительству, которое начнется летом этого года, - сказал Дмитрий Козак, во время недавнего визита в Сочи комиссии Международного олимпийского комитета (МОК).
Вице-премьер подчеркнул, что уже в мае начались работы по сооружению в Имеретинской низменности четырех ледовых дворцов. Среди них малые и большие арены для хоккея с шайбой, арена для соревнований по фигурному катанию и ледовое поле для керлинга. По словам Козака, спортивные объекты должны быть готовы уже в 2012 году. В целом график соблюдается, отдельные отставания не повлияют на сроки завершения всего сочинского олимпийского проекта. "Запас времени у нас есть", - успокоил вице-премьер.
Кстати, многие наблюдаетели отмечают, что в Сочи строительство идет несколько быстрее, чем при подготовке Олимпийских игр в Пекине, Лондоне и Ванкувере. Эксперты МОК даже посоветовали не торопиться с сооружением некоторых объектов, уделив большее внимание проектированию и вопросам экологической защиты.
По графику идет и строительство объектов энергетики. В апреле у поселка Эсто-Садок ввели в строй мощную подстанцию "Поселковая", которая обеспечит электроэнергией горно-лыжные комплексы и цепь других подстанций. Их сооружение уже началось: в начале мая развернулись работы по строительству подстанции "Роза Хутор" мощностью 110 киловатт. Она будет открыта в марте 2010 года. Также в 2010-2011 годах планируется открыть подстанции "Лаура" и "Мзымта".
Кстати, на прошедшем на днях семинаре, где участвовали эксперты МОК, сотрудники министерства регионального развития, министерства энергетики администрации Краснодарского края и других структур, была представлена пятилетняя программа развития энергоснабжения всего Сочинского региона. Как было сказано, мощность региональных энергосетей к началу Игр-2014 будет увеличена в 2,5 раза. Для этого помимо подстанций придется соорудить и местные генерирующие объекты энергетики: ведь сейчас город ежедневно "съедает" до 424 мегаватт, а только олимпийские объекты и инфраструктура будут потреблять не менее 340 мегаватт. В плане работ значатся реконструкция и увеличение мощностей Сочинской ТЭС и Краснополянской ГЭС. Кроме того, уже в текущем году начнется строительство крупнейшего генерирующего объекта Сочи - Адлерской ТЭС, которая будет производить до 360 мегаватт электроэнергии.
- Наша задача как организаторов обеспечить надежное снабжение электроэнергией, без которого, помимо всего прочего, станут невозможны качественные телетрансляции, - сказал президент оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко, суммируя итоги семинара. - Как говорят наши коллеги из МОК, если во время Игр никто не вспомнил про энергетику - значит все прошло успешно.