Разразившийся мировой финансово-экономический кризис оказал негативное воздействие на всю международную торговлю. Не обошел он стороной и нашу страну, внешнеторговый оборот которой, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в I квартале 2009 г. составил лишь 55,3% от уровня соответствующего периода 2008 г. Однако ситуация заметно различается по ведущим торговым партнерам России. Среди 15 основных стран-контрагентов, на которые приходится свыше 70% оборота, наилучшее положение занимает Франция. Объемы торговли с этой страной у России уменьшились лишь на 28,5%, тогда как, например, с ключевыми партнерами - Италией, Нидерландами, Германией и особенно Украиной - произошло падение оборота в 2-2,5 раза.
В результате впервые за много лет Франция вошла в десятку основных торговых партнеров России, при том что по итогам 2008 г. она заняла лишь 13-е место. В прошлом году оборот российско-французской торговли составил, по данным ФТС России, 22,25 млрд долл. (российский экспорт - 12,19 млрд долл., импорт - 10,06 млрд долл.), увеличившись по сравнению с 2001 г. почти в 6 раз. По данным Евростата, объем российско-французской товарной торговли в 2008 г. составил 20 млрд евро (то есть с учетом высокого курса евро к доллару в тот период - свыше 29 млрд долл.). Экспорт России во Францию достиг 13 млрд евро, а импорт из Франции - 7 млрд евро.
Расхождение данных ФТС России и Евростата объясняется как разной полнотой учета трансграничных поставок в случае манипуляций с ценами и просто контрабанды, так и курсовыми колебаниями, которые особенно заметны в торговле нефтью (сделки с которой заключаются в долларах). Вместе с тем общие тенденции, зафиксированные статистикой нашей страны и Евросоюза, совпадают - за текущее десятилетие взаимная торговля России и Франции выросла в несколько раз, причем всегда у нашей страны сохранялся значительный положительный баланс. Правда, даже поверхностное рассмотрение структуры товарных поставок показывает, что почти весь прирост обеспечивался за счет наращивания стоимости российского экспорта углеводородов и продуктов их переработки. Более того, такой рост в основном обеспечивался не физическим наращиванием поставок, а взлетом мировых цен на нефть. Так, за 2001-2008 гг. объем российского нефтегазового экспорта во Францию, по данным Евростата, вырос в 2,9 раза, тогда как экспорт других товаров - лишь на 41% (за указанный период темпы прироста всех французских поставок в Россию соответствовали динамике российских поставок топливных ресурсов, увеличившись за эти годы также в 2,9 раза). Вполне закономерно, что после падения нефтяных цен внешнеторговый оборот резко сократился. Например, в I квартале 2009 г. объем российского нефтегазового экспорта во Францию, по данным Евростата, составил только 58% от уровня I квартала предыдущего года, тогда как российский экспорт других товаров не только не сократился, но даже вырос в 2,2 раза. Однако в целом объем российских поставок составил лишь 64% соответствующего периода 2008 г., в то время как французские поставки в Россию равнялись в начале 2009 г. 73% от уровня начала 2008 г.
Безусловно, сложившаяся структура российского экспорта во Францию является неблагоприятной хотя бы в силу столь высокой неустойчивости под воздействием колебаний мировой конъюнктуры. В 2008 г. на углеводородное сырье и продукты его переработки пришлось свыше 90% объема российского экспорта во Францию. При этом Россия даже не играет во Франции, в отличие от многих других стран ЕС, роли ключевого поставщика энергоресурсов. Например, если в целом на нашу страну приходится порядка 37% импорта газа Евросоюза в составе 27 стран-членов, то во Франции доля России не достигает 1/6, причем впереди оказываются не только Норвегия (не говоря о соседних Нидерландах), но и Алжир, поставляющий газ в сжиженной форме. Более того, зависимость Франции от нефти и газа в принципе не критическая - если в балансе первичных энергоресурсов Евросоюза в среднем на них приходится свыше 60%, то во Франции - меньше половины.
Остальная часть российского экспорта во Францию также имеет преимущественно сырьевой характер. В 2008 г. 4,3% стоимости товарных поставок из нашей страны пришлось на радиоактивные материалы, которые поступают во французскую атомную энергетику - одну из самых развитых в ЕС. Еще 0,9% российского экспорта пришлось на минеральные удобрения, востребованные мощным французским сельским хозяйством, 0,6% - на алюминий и другие цветные металлы, почти столько же - на древесину и пиломатериалы. Удельный вес всех машин, оборудования и транспортных средств не достиг в российском экспорте даже 1%.
В российском импорте из Франции именно последняя категория товаров преобладает - в 2008 г. на нее пришлось 46% стоимости французских поставок в Россию. Лидировали транспортные средства, причем в отличие от многих других специализирующихся на транспортном машиностроении западных стран, из Франции в Россию продается в основном авиационная техника, тогда как поставки автомобилей по стоимости сопоставимы с поставками космической техники. Среди другой машинно-технической продукции Франции, продаваемой в нашей стране, необходимо отметить самое разнообразное промышленное оборудование и сельскохозяйственную технику.
Поскольку второй крупной отраслью промышленной специализации Франции является химическая индустрия, вполне закономерно, что ее продукция занимает важное место во французских поставках в Россию. При этом преобладают парфюмерно-косметические товары (что не случайно, поскольку на Францию приходится свыше 1/5 мирового экспорта данной продукции) и лекарственные средства.
В целом структура французских поставок в Россию весьма диверсифицирована. В частности, заметную роль играют продовольственные товары, прежде всего мясная продукция, а также фрукты и овощи, сыры. Нельзя забывать и о поступлении на наш рынок французской алкогольной продукции (как известно, на Францию в принципе приходится свыше 22% мирового экспорта спиртных напитков), причем по стоимости доминируют коньяки и виноградные вина. Кроме того, в России продается французская одежда, другие товары потребительского спроса и т.д.
В среднесрочной перспективе структура российско-французской торговли, к сожалению, принципиальным образом не изменится - навстречу преимущественно сырьевым российским поставкам будут идти главным образом французская машинно-техническая продукция, химикаты с высокой добавленной стоимостью и дорогостоящие продукты питания и напитки. В то же время определенное улучшение структуры взаимной торговли возможно благодаря развитию кооперации в высокотехнологичных отраслях и вследствие замещения французского экспорта промышленных товаров их производством на территории России (прежде всего на предприятиях с французским капиталом). В первом случае наиболее яркой иллюстрацией уже сложившегося сотрудничества передовых компаний двух стран является разработка регионального российского самолета SuperJET-100. Во втором случае целесообразно обратить внимание прежде всего на ведущие французские концерны, которые пока не осуществили на территории России прямых инвестиций в строительство собственных предприятий или модернизацию местных заводов, над которыми установили бы контроль. Среди них особенно выделяются фармацевтическая компания Sanofi-Aventis и парфюмерно-косметический гигант L Oreal, чья продукция широко представлена на нашем рынке. Однако вероятен частичный перенос производства в Россию и большим массивом менее известных французских фирм, особенно представляющих машиностроение и промышленность строительных материалов (тем более процесс этот уже начался).