"Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли", - этот музыкально-риторический вопрос Бориса Гребенщикова в исполнении группы "Чайф" на открытии "Кинотавра" стал не просто словами из песни, - лейтмотивом церемонии, а, похоже, даже и девизом юбилейного фестиваля.
Можно сказать, она вся собралась в Сочи. Вспомни любую, даже самую пафосную фамилию из нового поколения режиссеров - и тут же увидишь его собственной персоной в фойе или на пляже гостиницы "Жемчужина", а его картину - в афише конкурса "Кинотавра". А вот из старших наших киноклассиков там пока только обнаружены Алексей Петренко, Михаил Агранович, Эммануил Виторган, Вадим Абдрашитов, Владимир Хотиненко, Иван Дыховичный, Владимир Меньшов, Павел Лунгин, Александр Митта, Сергей Бодров. Да, еще появление Михаила Швыдкого, Юлия Гусмана, Аркадия Инина и Ларисы Рубальской на синей дорожке открытого российского кинофестиваля вызвало овации.
Судить творчество молодых в этом году обещали честно, искренне и - пристрастно. Как заметил председатель жюри "Кинотавра" продюсер Сергей Сельянов, "сегодня мы взяли на себя не буду говорить груз - такую роль, в которой завтра может оказаться любой из здесь присутствующих. Это такая наша немножко игра, но кино - это наша жизнь, и иногда от каких-то своих эмоций, от чего-то сердечного и внутреннего не освободиться… Я с удивлением сейчас осознал, хотя это вроде и так очевидно, что в 89 году, когда был создан "Кинотавр", была еще советская власть и другая страна. Она уже не была той-той, но не была еще и совсем этой. Какую жизнь прожили "Кинотавр" и наше кино за это время? Разные были этапы - был период кооперативного кино, он сменился чернухой, потом наступил период малокартинья, потом пошел период совсем безкартинья. Вот совсем недавно был период многокартинья. И вот опять - сами знаете, какие пришли времена…"
Председатель попечительского совета "Кинотавра" Александр Роднянский первым делом поблагодарил и вручил награду основателю фестиваля Марку Рудинштейну: "Двадцать лет Кинотавра - это двадцать лет истории страны, зафиксированных разными художниками на пленке и разными людьми в своей голове в воспоминаниях. "Кинотавр" создал человек, который у меня вызывает восхищение - все знающий, с непростой судьбой. Вспомните, что происходило в 90-х - этот период обычно в разных недоброй памяти передачах называют лихими девяностыми, - и в это время выжил фестиваль благодаря Марку Рудинштейну и его команде. Благодаря энергии, драйву, благодаря тому, что за этим стояла такая удивительная любовь в кино, за которой называть проект "Кинотавра" профильным, прибыльным коммерческим смехотворно. Это проект можно обозначить как благотворительным, но это не точная формулировка. Это часть жизни конкретного человека и всей российской, а когда-то советской киноиндустрии. Это часть жизни всех, кто любит кино и тех, кто будет жить дальше. Откровенно говоря, когда лет пять или шесть назад после победы фильма Павла Чухрая, к которому мы с Игорем Толстуновым имели к большому нашему счастью и удовольствию некое отношение, и тогдашний директор "Кинотавра" Марк Рудинштейн пригласил нас в облюбованное им место на пляже поговорить о судьбе фестиваля, мы с легкостью согласились. А сейчас понимаем, как это было непросто ему. И награда - это маленькая часть того, что хотелось бы выразить ему как блестящему, сильному и необычному продюсеру за то, что он сделал".
Марк Рудинштейн в ответ был ироничен: "Пять лет назад, когда впервые новая команда вручала приз за выдающийся вклад выдающемуся кинематографисту, очень удачно выступил писатель Евгений Гришковец. Он с юмором, с иронией, достойно представил номинанта. Я тогда сидел у телевизора и как-то успокоился - я понял, что фестиваль в руках людей с чувством юмора, иронией и самоиронией. Через пять лет, прочитав свою фамилию напротив прилагательного "выдающийся", я понял, что чувство юмора им не изменило. Перед фестивалем меня спросили, а что если вернуться назад на двадцать лет… За двадцать лет я дал очень много интервью, но не один журналист не может сказать, что я называл себя продюсером, артистом и, боже упаси, режиссером. Я всегда говорил, что я хороший администратор. Но, может быть, талантливый… Если меня спросят об этом же сейчас, то я бы и сегодня хотел быть администратором фестиваля "Кинотавр". Ну, может быть, главным администратором…
Но мне очень больно сегодня. Если я и выходил за пятнадцать лет на сцену, то только для того, чтобы произнести одну фразу: господа, президент фестиваля - Олег Иванович Янковский… Мне и сегодня хочется произнести ее. Мне кажется, что он сейчас здесь и выйдет из-за кулисы, и как в своем последнем спектакле в "Ленкоме" скажет: как хорошо у вас здесь господа, как не хочется уходить…"