09.06.2009 01:00
Экономика

Страны G8 не могут прийти к единому выходу из кризиса

Текст:  Татьяна Конищева
Российская Бизнес-газета - : №21 (705)
Читать на сайте RG.RU

Тема кризиса вновь станет центральной на встрече министров финансов "большой восьмерки", которые соберутся в конце недели в итальянском городе Лечче. Но, похоже, что никаких действенных рецептов министры финансов ведущих стран мира так и не сумеют подобрать. Проблема в том, что G7 не собирается допускать в элитный финансовый клуб новых членов. И уж тем более отметаются любые возможности для того, чтобы они оказались у руля мировой финансовой политики. Так что, считают эксперты, противостояние "семерки" и "двадцатки" будет продолжаться, а пользы от этих встреч не будет.

Косвенно это подтвердил известный экономист, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц, заявив что спустя три месяца после саммита "двадцатки" к коренной реформе мировой экономики никто так и не приступал. Построение нового экономического порядка, о котором говорят с момента начала кризиса, ограничивается несколькими разрозненными инициативами. Основные усилия сосредоточены на срочных мерах по борьбе с рецессией.

Не случайно намеченное на начало июня заседание в ООН по вопросу реформы мировой экономики было перенесено по просьбе многих глав государств. В подготовленном к этому заседанию докладе Дж. Стиглиц отмечает, что глобальное управление экономикой должно быть доверено не МВФ, а Координационному экономическому совету при ООН, который должен стать "единственным легитимным институтом" в этой области. От нынешних мировых институтов толку нет. Организации эти столь забюрократизированы, что от внесения какого-либо предложения до его рассмотрения проходит не менее года. Что уж говорить о реализации.

Что на деле означает реформа МВФ, который предоставляет кредиты на сбалансированность бюджетов? Только одно - развитые страны должны будут поделиться своей властью с их менее развитыми коллегами за счет перераспределения голосов в их пользу. А кредиты даются только под определенные политические реформы. "Варятся" они в Вашингтоне. Сводятся в конечном итоге к тому, чтобы дать наибольший режим благоприятствования иностранным компаниям. Конечно же, не всем, желательно только из развитых стран, интересует которых лишь одно - ресурсы, и в первую очередь углеводороды. Нет, исключения бывают, но только за определенные заслуги. Нарушишь, к примеру, квоту ОПЕК, чтобы удерживать нефтяные цены на низком уровне, получи разрешение на покупку портов на территории какой-либо державы.

Что уж тогда говорить о введении единых стандартов отчетности, нормативной базе, прозрачности компаний. Нет, это все нужно, на этом настаивают финансовые лидеры, но как-то вяло, предлагая заняться этими вопросами менее "развитым коллегам". С условием, что внедрять все эти нововведения они будут для себя, оставив для "семерки" прежние правила игры.

Макроэкономика