Вспомни любую, даже самую пафосную фамилию из нового поколения режиссеров, и тут же увидишь его собственной персоной в фойе или на пляже гостиницы "Жемчужина", а его картину - в афише конкурса "Кинотавра".
Судить творчество молодых в этом году обещали честно, искренне и - пристрастно. Как заметил председатель жюри "Кинотавра" продюсер Сергей Сельянов, "сегодня мы взяли на себя, не буду говорить груз, такую роль, в которой завтра может оказаться любой из здесь присутствующих. Это такая наша немножко игра, но кино - это наша жизнь, и иногда от каких-то своих эмоций, от чего-то сердечного и внутреннего не освободиться..."
Председатель попечительского совета "Кинотавра" Александр Роднянский первым делом поблагодарил и вручил награду основателю фестиваля Марку Рудинштейну: "Двадцать лет "Кинотавра" - это двадцать лет истории страны, зафиксированных разными художниками на пленке и разными людьми в своей голове в воспоминаниях. "Кинотавр" создал человек, который у меня вызывает восхищение, - все знающий, с непростой судьбой. Вспомните, что происходило в 90-х - этот период обычно в разных недоброй памяти передачах называют лихими девяностыми, - и в это время выжил фестиваль благодаря Марку Рудинштейну и его команде. Благодаря энергии, драйву, благодаря тому, что за этим стояла такая удивительная любовь к кино, за которую называть проект "Кинотавра" профильным, прибыльным коммерческим смехотворно. Этот проект можно обозначить как благотворительный, но это неточная формулировка. Это часть жизни конкретного человека и всей российской, а когда-то советской киноиндустрии. Это часть жизни всех, кто любит кино, и тех, кто будет жить дальше. Откровенно говоря, когда лет пять или шесть назад после победы фильма Павла Чухрая, к которому мы с Игорем Толстуновым имели, к большому нашему счастью и удовольствию, некое отношение, тогдашний директор "Кинотавра" Марк Рудинштейн пригласил нас в облюбованное им место на пляже поговорить о судьбе фестиваля, мы с легкостью согласились. А сейчас понимаем, как это было непросто ему. И награда - это маленькая часть того, что хотелось бы выразить ему как блестящему, сильному и необычному продюсеру за то, что он сделал".
Марк Рудинштейн в ответ был ироничен: "Пять лет назад, когда впервые новая команда вручала приз за выдающийся вклад выдающемуся кинематографисту, очень удачно выступил писатель Евгений Гришковец. Он с юмором, с иронией достойно представил номинанта. Я тогда сидел у телевизора и как-то успокоился: я понял, что фестиваль в руках людей с чувством юмора, иронией и самоиронией. Через пять лет, прочитав свою фамилию напротив прилагательного "выдающийся", я понял, что чувство юмора им не изменило. Перед фестивалем меня спросили, а что если вернуться назад на двадцать лет... За двадцать лет я дал очень много интервью, но ни один журналист не может сказать, что я называл себя продюсером, артистом и, боже упаси, режиссером. Я всегда говорил, что я хороший администратор. Но, может быть, талантливый... Если меня спросят об этом же сейчас, то я бы и сегодня хотел быть администратором фестиваля "Кинотавр". Ну, может быть, главным администратором...
Но мне очень больно сегодня. Если я и выходил за пятнадцать лет на сцену, то только для того, чтобы произнести одну фразу: господа, президент фестиваля - Олег Иванович Янковский... Мне и сегодня хочется произнести ее. Мне кажется, что он сейчас здесь и выйдет из-за кулисы и, как в своем последнем спектакле в "Ленкоме", скажет: как хорошо у вас здесь, господа, как не хочется уходить..."