Финалистов было как всегда шестеро. Четверо из них - уже состоявшиеся писатели: Илья Бояшов с романом "Танкист или "Белый тигр", Сергей Носов с книгой-эссе "Тайная жизнь петербургских памятников", Герман Садулаев, выпустивший "Таблетку", и Андрей Геласимов, создавший "Степных богов". И двое молодых и, как заметил Захар Прилепин, "очень ранних литераторов" - 28-летний Сергей Самсонов с романом "Аномалия Камлаева" и 29-летний Александр Снегирев, написавший "Нефтяную Венеру".
Захар Прилепин, победитель "Нацбеста-2008", присутствовал на нынешней церемонии как член малого жюри:
- Лично у меня сейчас все хорошо. Премий получил больше, чем обычно набирают к 70 годам. Чего и другим желаю. Нынче у меня была сложная ситуация - выбрать из 6 участников финала одного. При том, что четверых я знаю лично, из них трое - мои друзья. Не знаю только Самсонова. Но голосую именно за него. Не потому, что не знаю его, а потому, что он написал зашибенную книгу, она мне башку снесла. В ней есть все - стилистика, философия, пространство, воздух. Все, что я хотел бы от сегодняшней литературы! А вообще премию заслужили все те, кто вошел в короткий список финалистов "Нацбеста". Хотя бы по совокупности заслуг.
Среди возможных победителей упоминалось в кулуарах также имя Сергея Носова, в третий раз за все годы существования премии вышедшего в финал. На этот раз с эссе о памятниках. Что явно выделяло его из общего ряда. "А у нас не жанры соревнуются, а литературные произведения, - заметил по этому поводу известный критик Владимир Топоров, главный инициатор, пропагандист и художественный руководитель "Национального бестселлера". - Мы отказались оценивать только книги из серии ЖЗЛ. Пришли к выводу, что баллы невольно получает не автор, а его герой".
Из всех финалистов практически незамеченным, никем не потревоженным вошел в зал 45-летний Андрей Геласимов. Литератор, режиссер, сценарист, "самый известный российский писатель во Франции", как представили его ведущие. Во время всей затянувшейся на долгих полтора часа церемонии голосования он скромно сидел за своим столиком в первом ряду, не реагируя на шутки, реплики и довольно колкие замечания о состоянии современной литературы. Похоже, был уверен в себе.
К тому моменту, когда проголосовали пятеро из шести арбитров, у Геласимова было уже 2 балла. У Снегирева, Носова и Самсонова - по одному. Все решал последний голос - единственной в жюри женщины, телеведущей Ольги Шелест. "У меня было три фаворита: Бояшов, Геласимов и Снегирев, - сказала она. - Две бессонные ночи подсказали выбор. Это - Геласимов".
Победитель не выглядел счастливым. Был скорее озадачен:
- Вы очень ждали этой победы, мечтали о ней? - поинтересовалась я у Андрея, когда он сошел со сцены после поздравлений.
- Нет. Я спокойно отношусь ко всему этому.
- А как потратите премию?
- Да это же небольшие деньги, что там тратить.
- Как считаете, литература в России сейчас на подъеме?
- Да какая у нас литература? Есть явное увлечение артхаусом и постмодернизмом. Которые так же устарели, как и собственно реализм. Ничего нового нет. Все что пишут, давно написано, в частности, Беккетом. Для меня намного важнее история с плотным эротивом и с персонажами, которым лично сочувствую.