09.06.2009 04:55
Экономика

Мать и дочь два года не могут выписать из своей квартиры чужаков

Распродажа квартиры по клочкам стала ловушкой для законопослушных и лазейкой для аферистов
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №103 (4927)
Читать на сайте RG.RU

Две пожилые женщины - мать и дочь из Санкт-Петербурга - обошли за два года все возможные инстанции в надежде, что кто-то им поможет. Трагедия женщин - это несколько чужих квадратных метров в однокомнатной квартире, где живут Васильевы.

После смерти дальнего родственника выяснилось, что он при жизни подарил свою долю в три квадратных метра в этой комнате двум посторонним гражданам. Покупатели прописались каждый на своих сантиметрах. Но если первый жилец заявил, что обитать в общей комнате не будет, то второй поставил ошарашенным женщинам ультиматум: он приезжий, жить в городе ему негде и пусть освобождают его угол, куда он на днях вселится. Ни милиция, ни суд помочь немолодым и больным женщинам не смогли. Прописку новые соседи получили законно, значит, жить имеют право.

Поможем потесниться

Второй год шквал подобных трагедий, связанных с куплей-продажей невыделяемых долей в квартирах, буквально накрыл все российские крупные и средние города. В столице отголоски этих битв докатились даже до городских депутатов. Они буквально на днях собрали большой экспертный совет. Речь на нем шла о рейдерских захватах квартир именно с помощью проданных метров. В обсуждении все обостряющейся проблемы кроме чиновников и милиции участвовали десятки пострадавших. Сейчас в период кризиса, когда риелторам стало трудно вести бизнес на апартаментах и особняках, их коллеги, которые продают только доли по метру-два, переживают самый настоящий бум.

Корреспондент "РГ" лично был свидетелем, когда один из дворников, выходец из ближнего зарубежья, объяснял коллеге, что он с друзьями в складчину купили целых пять метров в квартире и теперь надо только "хорошенько пугнуть бабку, которая ковыляет в квартире".

К сожалению, такое развитие событий - неизбежный финал подобных историй. Новые жильцы или риелторское агентство начинают терроризировать собственников - предлагают продать за бесценок оставшуюся часть квартиры, угрожают и оскорбляют. Известны случаи, когда потесненных владельцев просто выкидывали за порог.

Интересно, что ни в одном аналогичном случае милиция гражданам не помогла. Весь контроль над ситуациями с новыми соседями передан в ведение участковых, которые в лучшем случае предпочитают не вмешиваться. А в худшем - помогают новым собственникам приобретенных сантиметров. Хотя "домашние милиционеры" прекрасно знают, что вселение может быть произведено только при наличии определения суда, в присутствии судебного пристава и самого участкового.

Трагедия с пострадавшими от "дольщиков" началась с принятием нового Гражданского кодекса. В нем появилась статья 247, в которой прописали положение о долевой собственности. Вот тогда впервые метры по отдельности и появились в продаже на рынке жилья. И очень быстро стали играть совершенно самостоятельную роль, чаще трагедийно-криминальную.

Два закона,

две правды?

Не замечать масштабы разрастающейся проблемы стало уже невозможно. Первым отреагировало правительство Москвы. Оно в 2006 году приняло на эту тему даже специальное постановление (N 859-ПП). В документе речь шла о регистрации граждан. По нему выходило, что если сособственник доли хотел зарегистрировать себя или еще кого-то, то должен был предоставить для этого соглашение с другим собственником или решение суда.

Такая норма продержалась меньше года и была признана Верховным судом незаконной. Это решение вызвало потрясающие последствия. Как рассказали эксперты жилищного рынка, буквально сразу после оглашения решения цена доли возросла многократно. Посмотрев на результат мучений столичных руководителей, чиновники других городов, где готовилось введение подобных норм, больше проблемами квадратных сантиметров не занимались. Хотя Россия - не первооткрыватель проблемы метров. Так, в Германии, где тоже существуют доли, продать метры можно исключительно тому, кто уже живет в квартире. Это страховка от нарушения закона и криминала.

Нарастающий ажиотаж вокруг нескольких метров в квартирах объясняется просто. Главное для покупателей метра за плинтусом - совершенно законное приобретение прописки. Для "сантиметровых" риелторов торговля долями - это синоним торговли пропиской. Есть даже уникальный пример, когда на одной десятой доле в обычной "хрущобе" милиция прописала сразу 14 человек.

При этом с законом, вернее с Гражданским кодексом, по которому у живущего на площади собственника есть преимущественное право покупки, продавцы и покупатели научились обходиться с наглой легкостью. У всех новоявленных владельцев метров на руках, как правило, договор дарения. Вроде как добрый владелец безвозмездно отдает совершенно чужому человеку дорогие метры. О том, что это полная липа, знают все, начиная с нотариуса, который оформляет дарственную, кончая милиционерами и судьями. Но ни один из них не заявляет, что ему стало известно о преступлении.

Несмотря на остроту проблемы, нет пока и общей или по крайней мере внятной судебной практики по таким делам, хотя за последние пару лет они во множестве проходят через наши суды.

Попытку справиться с ситуацией, которая продолжает нагнетаться, предприняли московские власти. Чиновники попробовали вместе с миграционной службой ужесточить правила регистрации и вселения, если "сособственники" не являются членами одной семьи или в квартире нет изолированного помещения. Пока особыми успехами, правда, похвастаться чиновники не могут. Все их новации с ходу отменяются прокуратурой с аргументом о нарушении прав граждан.

Юристы указывают на то, что в вопросе дареных квадратных метров Гражданский кодекс расходится с Жилищным. В нашем жилищном законе объектами права называются квартира, комната или дом, никаких долей в нем вообще нет. Эксперты утверждают, что проблема долей перестанет быть такой криминальной, если в законе будет принята норма о признании квартиры неделимым объектом недвижимого имущества.

Когда законодатель это заметит и приведет оба кодекса к единому знаменателю, сказать сложно. Может, потому, что с долями мучается только определенная категория граждан. Не самая обеспеченная. Остальным проблема долей незнакома.

А в это время миграционная служба старается под любым предлогом не регистрировать посторонних людей на долях в 3-4 квадватных метра. В ФМС уверены, что надо на законодательном уровне вообще запретить деление однокомнатных квартир.

Жилая недвижимость Преступления