09.06.2009 01:00
Культура

В столице Татарстана завершился театральный "Науруз"

В столице Татарстана завершился театральный "Науруз"
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №103 (4927)
Читать на сайте RG.RU

История крупнейшего фестиваля тюркоязычных театров началась в период исторических катаклизмов: в 1989 году Союз театральных деятелей СССР провел первый фестиваль республик Средней Азии и Казахстана в Алма-Ате. Затем были Бишкек, Душанбе, Ташкент и Ашхабад. За эти первые годы своего существования фестиваль "Навуруз" стал Меккой для многих ученых, критиков, режиссеров и актеров. С тех пор Центральная Азия стала ярким и полноправным членом мирового театрального пространства.

Распад СССР, а вместе с ним разрыв многолетних культурных связей повлияли на судьбу "Науруза". Возникнув как ежегодный, он не проводился целых пять лет. Лишь в 1998 году по инициативе Республики Татарстан "Науруз" возродился в Казани, став театральным форумом тюркских народов.

Казань, превратившаяся благодаря празднованию своего 1000-летия в один из красивейших городов страны, представила фестивальной публике самые разные типы и уровни театра. Несмотря на единую языковую основу, позволявшую татарской публике легко понимать азербайджанцев и якутов, киргизов и чувашей, хакасов и турок, театральный язык спектаклей резко различался.

Чувашский академический театр драмы (Чебоксары) представил на фестивале советский театр 40-50-х годов в его нетронутом виде. От такого "дня сурка" публика буквально оторопела. Режиссер Валерий Яковлев воспользовался "перестроечной" прозой своих земляков "Голос печального вяза", посвященной событиям 1953 года в чувашской деревне. Перспективные декорации с развесистым "вязом", писанным задником и стеной "настоящего" леса посередине то и дело заполняются четырьмя балеринами в белых пачках, сопровождаемых четырьмя сталинскими милиционерами.

Проделав тур вальса, подобно видению в горячечном сне, они исчезают, оставляя публику в пространстве истории. "История", впрочем, тоже пронизана целостным мифо-поэтическим сознанием: здесь за лесами-за горами, вдоль задника плывет огромный портрет Берия, а на смену ему - лик Богородицы. Здесь сын возвращается из лагерей, чтобы встретить смерть от рук стукача в родной деревне, и потом его призрак с белым лицом-маской еще долго тревожит мать, маяча среди деревьев, пока, наконец, его невеста не отомстит за него. А в финале она, обряженная в свадебное платье и тоже превратившись в призрак, танцует - точно Жизель - и исчезает за деревьями вместе с балеринами и милиционерами.

Наряду с этим затерянным в эстетике 50-х годов театром, "Науруз" представил дерзкий постмодернистский спектакль "38 или Черная вдова" по назиданиям великого казахского поэта Абая. Его привез Мангистауский театр имени Жантурина из казахстанского города Актау. Ровно 38 минут длится спектакль, в котором возникает перевернутый мир и человек как источник зла. Чем злее гротескные образы, создаваемые режиссером и автором идеи Гульсиной Мергалиевой и художником Гульнаром Канафиным, тем сильнее боль за мир людей, которая к финалу разряжается каким-то высшим, едва мерцающим смыслом и надеждой.

Одной из самых интересных коллизий на фестивале было столкновение разных концепций и переживаний исторического времени. Бурная дискуссия развернулась вокруг одного из самых ярких участников фестиваля - спектакля "Дивана" Татарского академического театра имени Камала (который взял на себя организацию "Науруза") в постановке его художественного руководителя Фарида Бикчантаева. В трагифарсе Туфана Миннуллина "Одержимый" главный герой, выходец из деревни, начав учиться в Казани, сходит с ума на почве марксизма-ленинизма. Прочитав все 55 ленинских томов, он решает построить коммунизм в одной отдельно взятой татарской деревне. Он переселяется в ленинский шалаш построенный его матерью специально по просьбе сына, и с пением "Интернационала" приобщает деревенскую детвору к идеям равенства и братства.

И здесь трудно быть объективным. С одной стороны можно предположить, что это драматург из абсолютно неубедительной, давно устаревшей ситуации создает посылку ко всей своей пьесе, и соблазняет талантливый коллектив на решение несуществующих проблем. С другой - ведь и впрямь время в Казани (в Чувашии, Якутии, Хакасии etc.) течет по другому, иначе, чем в Москве, или Красноярске. Может быть в нем, в этом времени, еще можно сходить с ума, начитавшись Лениным, или  соединять сталинский балет со сталинским театром?

Таджикский режиссер Барзу Абдураззаков и киргизский драматург Султан Раев разорвали круг исторического времени, чтобы прорваться сразу к "концу времен". В спектакле Молодежного театра "Учур" из Бишкека "Долга дорога в Мекку" семеро персонажей движутся в Мекку, но находятся в пространстве одной комнаты, полубезумные, полубольные. Сильнейшее переживание конца того мира, в котором мы живем, острое чувство утраты заставляет актеров работать на эмоциональном пределе. Их яркая, интенсивная игра, как и сам текст,  полный сложных духовных контекстов находятся в самом актуальном пространстве современной культуры.

Фестиваль "Науруз" в Казани завершился традиционным театральным "Сабантуем" и пожеланием министра Республики Татарстан сделать фестиваль ежегодным.  

Театр Казань Волга-Кама