09.06.2009 02:00
Власть

Депутаты разработали альтернативный документ закону о торговле

В России три недействующих инструмента регулирования розницы
Текст:  Михаил Чкаников
Российская Бизнес-газета - : №21 (705)
Читать на сайте RG.RU

На прошлой неделе произошло резкое обострение борьбы вокруг проекта закона о торговле. Точнее - проектов. В дополнение к многострадальному правительственному варианту документа появился еще один, альтернативный, разработанный депутатами.

Этот документ, если будет принят, может совершенно изменить всю работу продовольственных товаропроводящих цепей. Он, например, оставляет за правительством право регулировать максимальную торговую наценку, ограничивать время работы крупнейших сетей с тем, чтобы предоставить возможность выгодно поторговать и магазинам малого бизнеса. В законопроекте сетям запрещается облагать поставщиков всевозможными дополнительными поборами вроде платы за вход, возвращать непроданный товар производителю. Срок оплаты за поставленный товар колеблется от 3 до 10 дней, тогда как сегодня он в реальности достигает месяца-двух даже за ту еду, которая не может храниться дольше 72 часов.

В общем, в нем с позиции производителей учтены все спорные моменты, из-за которых поставщики и торговцы публично воюют друг с другом уже более полугода. Первые намерены во что бы то ни стало увеличить свою долю в распределении совокупной прибыли от продажи продовольствия, вторые ни в какую не хотят уступать. Правда, теперь началось и "бодание" внутри одной из противоборствующих сторон. Две представительные организации аграрного бизнеса опустили рога к земле и пошли друг на друга.

Вся эта история началась года полтора назад, когда общество и власть столкнулись с ураганным и не всегда мотивированным ростом цен на продовольствие. Выяснилось, что у правительства - хорошо это или плохо - практически нет инструментов для оперативного управления розничным рынком продовольствия. Было решено активизировать работу над проектом закона об основах государственного регулирования торговой деятельности.

Любопытно, что в Кодексе добросовестных практик интересы торговли учтены в полной мере. Чего стоит, например, такой пункт: максимальный срок оплаты торговой сетью продукции не должен превышать 60 календарных дней с даты ее реализации потребителю, но в любом случае не более 150 календарных дней с даты поставки товара в сеть. Правда, к кодексу приложены два перечня социально-значимых товаров, за поставку которых сроки оплаты сокращены до 14 дней (25 наименований товаров) или до 30 дней ( 200 наименований). В короткий лист вошли хлеб, мука, гречка, нежирные кефир и молоко, маргарин, сливочное и подсолнечное масло, яйца и охлажденная куриная тушка, соль, сахар, весовой картофель, капуста, лук, минтай, треска и еще целый ряд продуктов. Докторская колбаса тоже вошла.

Госуправление