На юге России сейчас в самом разгаре сезон "большой клубники". Во второй декаде июня российская садовая земляника поспеет и в других регионах. Однако эксперты предупреждают, что львиную долю на российских прилавках занимает импортная ягода, которую нередко продают под видом российской. Ведь заморская земляника подчас таит в себе неприятные сюрпризы.
"В некоторых странах сегодня разрешено использовать химикаты даже за два дня до сбора урожая. Россия в этом плане остается верна более жестким стандартам времен СССР: за три недели до снятия ягод вносить средства защиты запрещается", - пояснил корреспонденту "РГ" директор одного из крупнейших подмосковных хозяйств по промышленному выращиванию клубники Павел Грудинин. Кроме того, производители разными методами стараются ускорить созревание ягод при помощи ударных доз азотных удобрений. Получив их, клубника набирает массу рекордными темпами. Потом перед фасовкой и дальней дорогой, по словам эксперта, иностранные ягоды обрабатываются в специальной "газовой среде", чтобы не давать распространяться серой гнили.
"Наша же земляника выращивается в основном для потребления внутри страны, транспортировать ее на дальние расстояния нет необходимости, - говорит Павел Грудинин. - Поэтому главная задача - вырастить вкусную, ароматную с нежной консистенцией и большим количеством сахаров ягоду, не рассчитанную для длительного хранения".
Тем временем импортной садовой земляники в России продают почти в три раза больше, чем своих ягод. Иностранные поставщики собирают неплохой "урожай" - объем российского рынка свежей клубники, по данным экспертов, составляет примерно 160 миллионов долларов в год.
Вам для супермаркета или для еды?
Получается, качество заморской земляники зависит от конъюнктуры. По словам Грудинина, когда на Западе, к примеру, реализуют рассаду, будущих садоводов честно спрашивают: "Вам для супермаркета или для еды?" В итоге если клубника предназначена для продажи, она отличается аппетитным внешним видом - отборными, крупными алыми ягодами. Но при этом с абсолютно "пустым" вкусом и отсутствием запаха. Впрочем, в последнее время торговцы, чтобы сбить покупателей с толку, "учат" клубнику пахнуть как надо. Какими они при этом сбрызгивают ее "ароматизаторами" и "феромонами", эксперты сказать не берутся. Вероятно, это задача Роспотребнадзора.
Этим летом, уверяют специалисты, россияне как никогда смогут полакомиться и запасти на зиму отечественную садовую землянику, урожай которой во многих регионах удался на славу. Главное - суметь отличить полезную, сладкую ягоду от искусственно ароматизированной импортной клубники. Правда, прогнозировать цены на нее, даже накануне пика сезона, который в Москве, к примеру, начнется во второй декаде июня, сейчас трудно. "Все определит спрос и предложение", - говорит Грудинин. В прошлом году, напомнил он, ягоды расходились на ура по 90-100 рублей за килограмм. Иногда цена снижалась до 50-70 рублей.
Сейчас же клубника пока "кусается". На рынках в Москве и Петербурге она стоит не меньше 160 рублей за килограмм. В Приморье идет по 400-450 рублей. В Краснодарском крае в городе - по 100 рублей за килограмм, правда, в деревнях - в 2 раза дешевле. Именно краснодарская клубника, если, конечно, поставщики сумеют доставить ее в целости и сохранности, способна существенно сбить столичные цены. Однако и в Москве, и Питере на долю отечественной ягоды приходится лишь 20-30 процентов от всей реализации. Остальное - заграничные ягоды. В других российских городах рынок клубники отдан в основном на откуп бабушкам-огородницам, которые успешно конкурируют с импортными поставщиками по качеству ягоды. Но перебить промышленные объемы импортных поставщиков им, конечно, не по силам.
Неучтенный ус
На огородах, дачах, в личных хозяйствах, по данным консалтинговой компании "АМИКО", выращивается около 96 процентов российской садовой земляники. Однако о точных объемах ее производства судить сложно. А тем более о том, в каких количествах, где и куда ее удается сбывать частникам на фоне заполнивших многие российские города иностранных ягод, в основном турецкого, польского, греческого, испанского и израильского происхождения.
На Кубани, к примеру, под клубнику, как значится в официальных сводках, занято 300 гектаров. Но это в промышленном производстве. А сколько сладкой ягоды выращивают на личных подворьях и в фермерских хозяйствах края, никем не учитывается. Единственно признанный факт - с исчезновением в селах и деревнях заготовительных контор потребкооперации, выращивать и продавать избалованную садовую культуру крестьяне стали значительно меньше. А вот в единственном крупном в московском регионе и в России земляничном хозяйстве, занимающем 130 гектаров под этой культурой, ежегодно к лету вопреки всем иностранным конкурентам выращивают в среднем по 700-800 тонн ягоды в год. "Еще в начале 1990-х годов только в Подмосковье было 12 подобных хозяйств", - вспоминает Павел Грудинин. Но из-за дорогостоящего, энергозатратного и рискованного процесса выращивания земляники нежное производство свернули. И перешли на выпуск овощей. "Растишь землянику, соберешь урожай и вдруг прибывают заморские ягоды по 50 рублей за килограмм, конкурировать с которыми на равных ни по объемам, ни по цене нет смысла", - поясняет Грудинин.
В России, по его словам, в зоне рискованного земледелия, в средней полосе страны, максимум удается собрать от 5 до 18 тонн клубники с одного гектара земли. В Краснодарском крае может быть и больше, но посадки там сегодня по сравнению с прежними временами небольшие. Всего же на всю страну наберется несколько десятков хозяйств, которые промышленным способом собирают около 11 тысяч тонн садовой земляники в год.
Остальные 29 тысяч тонн, которые поступают в нашу продажу, импортные ягоды. В Турции, Германии, Франции урожайность гораздо выше, она доходит до 20 тонн ягоды с гектара. Преимущество также в том, что импортеры возят клубнику в Россию круглый год. Однако летом пальма первенства, как правило, переходит к ягоде, выращиваемой в России в открытом грунте. За нее рублем голосует покупатель. Но поскольку импортную клубнику девать тоже некуда, то торговцы стараются продавать ее под видом "российской".
"На рынках недобросовестных торговцев, которые продают импортный товар под маской отечественного, легко могла бы выявлять дирекция", - говорит Грудинин. Но не делает этого. Ведь если за реализацию подделки одежды "Хуго Босс", коньяка "Наполеон" или колбасы "Царицыно" продавцов можно привлечь к ответственности за нарушение законодательства об интеллектуальной собственности, то овощи, фрукты, плоды, семена и саженцы без патентованных брендов остаются вне охраны этих норм закона. "Какой бренд может быть у рязанской картошки, тульской капусты или тамбовской клубники?" - спрашивает Грудинин. И рассказывает, как бойко прошлым летом на его глазах торговцы распродавали иностранную клубнику, расфасованную в коробки из-под ягоды, выращенной в подмосковных теплицах.
Так как же отличить российскую ягоду от импортной, если даже аромат ягоды можно подделать? "Только на вкус, - советует Грудинин. - Наша земляника в отличие от импортной всегда сладкая".
Десять рублей
за лукошко
Отдельная тема - сбыт клубники. По словам начальника отдела садоводства одного из департаментов администрации края Евгения Крицкого, крупные хозяйства Кубани о поставках договариваются сами, причем отпускная цена, как правило, вдвое ниже рыночной.
В период массового сбора садовой земляники край наводняют перекупщики. В пик сезона они скупают у частников ягоду почти даром: по 10-15 рублей за лукошко в 700-800 грамм, если ягода с поля. При трехрублевой стоимости самого лукошка и оплате труда сборщика хозяину плантации остаются сущие копейки. Однако другого варианта селянам никто не предлагает. Сами они видят выход в создании плодоовощных кооперативов. "У себя мы уже создали такой кооператив, - говорит председатель Белореченской районной ассоциации крестьянских хозяйств Татьяна Большакова. - Но нет средств на раскрутку. Нужно организовать работу упаковочного цеха, взять в аренду или приобрести рефрижератор, тогда доход пойдет тем, кто вырастил продукцию". Белореченский район, расположенный в предгорной зоне Кубани, считается "клубничным раем". По словам Большаковой, из 360 здешних фермеров примерно треть занимается выращиванием садовой земляники. А из 18 тысяч владельцев личных подсобных хозяйств - каждый второй. Частники собирают ягоду, которая начинает плодоносить с середины мая. Сейчас ассоциация пытается найти поддержку в крае, чтобы помочь землякам в становлении кооператива. "Если посредник будет из самих производителей, то выиграют не только они, но и покупатель", - считает Татьяна.
Павел Грудинин видит реальную поддержку отечественного производителя земляники в гибкой таможенной политике государства. "Можно, конечно, все время рассчитывать на импорт, - говорит эксперт. - На белорусскую картошку, турецкие томаты или греческую землянику. А что тогда россиянам останется самим производить?" В некоторых странах, напомнил он, как только наступает сезон продаж овощей или фруктов, их иностранные "товарищи" облагаются повышенными сезонными пошлинами. В России подобная практика тоже была бы хорошим подспорьем садоводам и овощеводам и стимулом для расширения посадок. А побороться есть за что. Напомним, что сейчас из 160 миллионов долларов, которые можно выручить на российском рынке свежей клубники, нашим производителям достается только 40 миллионов.