Вчера Госдума занялась судьбой целой армии российских адвокатов.
По данным Федеральной палаты адвокатов, профессиональных защитников в нашей стране 62 тысячи. Не секрет, что многие чиновники правоохранительных органов относятся к адвокатам исключительно как к помехе в своей работе. А некоторые из них решаются на то, чтобы просто убрать защитника из своего дела. И для таких озабоченных все методы хороши, вплоть до возбуждения уголовного дела и ареста адвоката.
Депутаты рассмотрели во втором чтении законопроект, который повысит уровень защищенности адвокатов. Возбуждать уголовное дело против них смогут чины высокого ранга - руководители следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ. Изменения вносятся в статьи 24 и 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Как считает первый зампред думского Комитета по уголовному законодательству Владимир Груздев, а это он автор поправок, после принятия Федерального закона "О противодействии коррупции" была изменена процедура возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов.
- Подобные решения были переданы в компетенцию руководителей следственных комитетов района или города, - напомнил депутат. - Тем самым уровень принятия решений о возбуждении такого рода уголовных дел, на наш взгляд, был неоправданно занижен.
По мнению сторонников поправок, принятие изменений существенно повысит степень независимости института адвокатуры, позволит снизить количество возможных злоупотреблений со стороны следственных органов.
А это в свою очередь уже серьезный вклад в обеспечение гарантий прав граждан. Впервые порядок привлечения к уголовной ответственности адвокатов, а также судей, прокуроров и следователей прописан в особом разделе УПК. И хотя таких дел сравнительно немного, они почти всегда вызывают большой общественный интерес.
Независимость можно назвать самой характерной и основной стороной адвокатской работы, так как защитник должен быть свободен от любого давления извне, особенно со стороны правоохранительных органов и государства в целом. Чаще всего такое давление случается в уголовном судопроизводстве, потому что именно там адвокат непосредственно сталкивается с работой органов и противостоит им. Сотни книг и фильмов сняты по сюжетам, в которых активная позиция защиты не нравится людям в погонах, тем более тогда, когда адвокат фактически "разваливает" дело.
Гарантии независимости адвоката перечислены в статье 18 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Там сказано, что вмешательство в адвокатскую деятельность, препятствование этой деятельности любым образом запрещаются.
А еще в законе сказано, что адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. Но это часто всего лишь благие пожелания.
Объединения адвокатов ежегодно фиксируют сотни фактов нарушения профессиональных и социальных прав адвокатов со стороны органов дознания и предварительного следствия. Большая часть из них - нарушения требований законодательства о сохранности адвокатской тайны и препятствование этой деятельности.
Евгений Семеняко, президент Федеральной палаты адвокатов:
- В порядке возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов произошли изменения. При всем позитиве новой нормы по сравнению с ранее действующей принципиальными их назвать нельзя. Не тот случай, по поводу которого стоит трубить в фанфары. Эти изменения лишь отчасти исправляют существовавший до недавнего времени дисбаланс между гарантиями профессиональной деятельности адвоката и широчайшими полномочиями следователя, который при отсутствии прокурорского надзора был практически бесконтролен в своих действиях. В советы адвокатских палат поступали жалобы о незаконных преследованиях защитников, которые по каким-то причинам, а чаще всего в силу своей активной профессиональной деятельности оказывались неудобными для следователей. При рассмотрении выяснялось, что уголовные дела на таких адвокатов возбуждались без должных оснований. Но при этом следователи достигали главной тактической задачи - устраняли их из процесса.
Теперь это будет делать сложнее. Возбудить уголовное дело в отношении адвоката отныне может только руководитель следственного органа. Что вовсе не ограждает защитников от ведомственного произвола, поскольку руководство в большинстве ситуаций, как правило, солидаризуется со своими подчиненными. Ситуация могла бы выглядеть иначе, если бы санкцию на возбуждение уголовного дела в отношении адвоката давал прокурор. Федеральная палата адвокатов передавала соответствующие предложения законодателям. Возобладала иная точка зрения. Но хорошо уже то, что мы хоть немного продвинулись в вопросе защиты профессиональных прав адвокатов.