10.06.2009 08:00
Экономика

Госдума приняла в первом чтении закон об усилении ответственности за нарушение авиационной безопасности

Текст:  Наталия Ячменникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №104 (4928)
Читать на сайте RG.RU

Во вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект, который усилит ответственность за нарушение норм авиационной безопасности.

Соответствующие поправки правительство предлагает внести в Кодекс об административных правонарушениях. Ужесточается наказание за нарушение правил использования воздушного пространства, за действия, угрожающие безопасности полетов. В частности, законопроектом предусмотрено, что если на борту самолета отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, юридические лица должны будут заплатить штраф от 30 до 40 тысяч рублей. Пьяный пилот поплатится своими правами - ему запрещено будет управлять воздушным судном на срок от двух до трех лет.

Если обнаружится, что на самолете находится пассажир, чья ручная кладь или багаж, иные грузы или почта не прошли процедуру досмотра либо будет выявлено, что на борту есть запрещенные к перевозке воздушным транспортом предметы и вещества, юридические лица заплатят за такое правонарушение от 10 до 50 тысяч рублей, а должностные - от 2 до 3 тысяч.

Кроме того, устанавливается административная ответственность за умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента, а равно и за искажение информации о происшедшем ЧП.

Новый законопроект в равной степени относится и к большой, и к малой авиации. По данным аналитиков, в частной собственности в России находится примерно 300 крылатых машин, зарегистрированных, правда, на Бермудах, Кайманах, в Швейцарии, офшорных зонах. Еще недавно аналитики выдавали прогноз: к 2012 году Россия вполне способна выйти на второе место в мире по уровню развития бизнес-авиации. В период кризиса этот процесс затормозился. А вот тех, кто предпочитает не покупать, а арендовать воздушное судно, напротив, стало больше в разы.

Ространснадзор отмечает, что ежемесячно регистрируется около 50 "единичных экземпляров" воздушных судов. Летают они без свидетельства эксплуатанта и, соответственно, без контроля и надзора авиационных чиновников. В целом по России зарегистрировано не более 20-30 процентов от общего количества воздушных судов - юридических лиц, общественных объединений и частных владельцев. Остальные 70-80 процентов летают без свидетельств эксплуатанта. Нет достоверной информации ни об авиационном персонале, который их обслуживает, ни о местах базирования, ни о маршрутах полетов.

А ведь есть еще сверхлегкие и аэростатические воздушные суда. Они вообще, как правило, хранятся в гаражах или на дачных участках. Их мобильности можно только позавидовать: перевозятся с места на место на прицепе или просто в багажнике автомобиля. Сегодня уже сотни сверхлегких самолетов и мотодельтапланов с нарушением воздушного законодательства РФ занимаются авиационными работами на коммерческой основе.

Приводятся такие неутешительные данные: из гиролетов зарегистрированы 5, а в наличии - примерно 100. Паралетов - десять из примерно 1900! Микросамолетов официально числится 150, летают же около тысячи, дельталетов - 220 из 2 тысяч имеющихся на самом деле. Дошло до того, что в прошлом году с разницей буквально в два дня в Шереметьево и Домодедово из-за несанкционированных полетов дельтапланов были прекращены полеты большой авиации в первом случае на 7 минут, во втором - на 15!

комментарий

Олег Смирнов, председатель комиссии гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР:

- К сожалению, в последние годы вырисовывается явная тенденция к ухудшению безопасности полетов. Что касается той же частной авиации, то когда это, скажите, раньше можно было VIP-пассажиру "надавить" на пилота, чтобы он сознательно шел на нарушение летных законов, писанных кровью?

Необходимо докопаться до причин такой деградации в подготовке экипажей и профессиональном контроле за ними, выяснить, где кроется изъян в системе организации летной работы. Все это напрямую говорит о том, что адекватных мер не предпринимается.

Министр транспорта в своем выступлении на годовой коллегии отметил, что Ространснадзор все больше приобретает черты независимого надзорного органа. Но этот орган в самом деле должен стать независимым и иметь соответствующие полномочия в полном объеме. Ведь чего стоит озвученная цифра: 15 процентов предписаний Ространснадзора не выполнены. Это около 800 замечаний, каждое из которых может стать потенциальной причиной летного происшествия. А каждый инцидент можно считать несостоявшимся летным происшествием лишь по счастливой случайности и должен расследоваться как авиационное происшествие с последующим жестким контролем за исполнением предписаний.

Какие предложения? Придать Федеральной службе по надзору в сфере транспорта такие полномочия, которые бы полностью исключали невыполнение предписаний этого государственного надзорного органа. Чтобы, образно выражаясь, перед ним трепетали все: минтранс, Росавиация, Рос аэронавигация, Авиапром и другие.

По сей день около 40 процентов правового поля гражданской авиации России не прикрыто. Распространена практика "хуторской" системы подготовки летных правил каждой авиакомпанией. По нашему мнению, необходимо тщательно расследовать и такой беспрецедентный случай, когда руководитель летной подкомиссии по расследованию авиационной катастрофы в Перми обратился с официальным письмом к министру, в котором вскрыл целые пласты недостатков в системе организации летной работы. И эти недостатки, как следует из письма, были проигнорированы комиссией, расследовавшей причины катастрофы. Если у председателя комиссии по расследованию было какое-то свое мнение, то он должен был решить эти вопросы в рабочем порядке. Но игнорировать выводы летной подкомиссии - нонсенс и должностное преступление. По сути это прозрачная попытка увести от истинных причин катастрофы.

Может быть, это произошло потому, что председатель комиссии по расследованию никогда не сидел за штурвалом самолета, не обслуживал его, не поддерживал его летную годность. Четыре тяжелейшие катастрофы за последние три года, унесшие жизни нескольких сотен людей, не произошли бы, если бы в России, как это принято во всем мире, был работоспособный, единый полномочный государственный орган регулирования гражданской авиации. Если бы существовал независимый орган расследования летных происшествий.

Наши профессиональные предложения по этим вопросам давно лежат на столах чиновников всех уровней. Уж больно высока и ужасна цена промедления соответствующих государственных органов. Необходимо немедленно прервать эту трагическую цепочку, приняв соответствующие исчерпывающие решения на самом высоком уровне.

Кто владеет легкими и сверхлегкими летательными аппаратами помимо АОН?

РОСТО (самолеты, вертолеты, планеры);

Федерация любителей авиации (самолеты, вертолеты, планеры, дельтапланы, единичные воздушные суда, восстановленные и самодельные воздушные суда);

Объединенная федерация сверхлегких летательных аппаратов (воздушные суда массой до 450 кг, дельтапланы);

Федерация воздухоплавания России (тепловые аэростаты);

Федерация авиационного спорта России (мотопарапланы);

Ассоциация экспериментальной авиации;

заводы различных ведомств (самолеты и вертолеты);

частные владельцы (воздушные суда различных типов).

Ссылка: Закон запретит высоким чинам создавать аварийные ситуации в воздухе

Авиатранспорт Госуправление Госдума