Социальные инновации в Финляндии и России: чему не зазорно поучиться друг у друга и какие проблемы способно решать зрелое гражданское общество. Эти и смежные темы стали вчера предметом обсуждения в пресс-центре "Российской газеты".
Гостями нашей редакции были посол Финляндии в России Матти Анттонен, автор-составитель сборника "Сто социальных инноваций Финляндии" Илкка Тайпале, заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, академик РАМН Сергей Колесников и сопредседатель международного движения "Врачи мира за предотвращение ядерной войны", экс-министр здравоохранения Финляндии Ваппу Тайпале.
Среди прочих был и острый вопрос, связанный с инцидентом на российско-финской границе. Напомним: сотрудник генконсульства Финляндии в Санкт-Петербурге Симо Пиетиляйнен, злоупотребив дипломатическим иммунитетом, незаконно (в багажнике автомобиля) вывез из России в Финляндию своего соотечественника Пааво Салонена и его сына Антона, имеющего также российское гражданство. Буквально за день до встречи в "РГ" российский МИД объявил господина Пиетиляйнена персоной нон грата.
- Что думают об этом в самой Финляндии? - спросили мы господина посла. - И могут ли последовать ответные действия?
- Это вопрос для моих коллег в Хельсинки, - как и полагается дипломату, ушел от прямого ответа Матти Анттонен. - Но лично я думаю, что у нас в целом очень хорошие отношения. И Финляндия все будет делать, чтобы их сохранить. Надеюсь, что такие инциденты не помешают их развитию.
- Тут есть по меньшей мере три аспекта, - взял слово Илкка Тайпале. - Как нам кажется, Москва должна присоединиться к Гаагской конвенции. Это во-первых. Во-вторых, если человек с дипломатическим статусом предпринимает подобные действия, он больше не может работать в прежнем качестве. Ни в одной дипломатической службе ни одной страны - это мое мнение. И если тут усматривается состав преступления, то он, естественно, должен понести наказание. И третий, я бы сказал, нравственный, этический аспект - почему этот случай вызвал столь большой общественный резонанс как в Финляндии, так и в России. С той и с другой стороны высказываются разные, порой прямо противоположные мнения по этому поводу.
Эти три аспекта важно различать и ни в коем случае не смешивать их. А в целом, я думаю, председатель правительства России господин Путин достаточно ясно ответил на вопрос финского журналиста: если человек на самом деле руководствуется такими соображениями, то лучше работать ему не в дипломатическом представительстве, а в церкви.
Подробный отчет о состоявшейся дискуссии читайте на сайте "РГ"