10.06.2009 18:05
Культура

Двенадцать российских фильмов "Кинотавра": о чем они

Двенадцать фильмов двадцатого "Кинотавра"
Текст:  Сусанна Альперина Оксана Нараленкова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №106 (4930)
Читать на сайте RG.RU

В конкурсной программе юбилейного, двадцатого "Кинотавра" - двенадцать российских картин. Кинофестиваль - в разгаре, и "РГ" рассказывает об основный картинах смотра.

Сразу три конкурсные картины - "Сказка про темноту", "Волчок"и "Сумасшедшая помощь" - на фестивале представляет кинокомпания "Коктебель".

1. "Сказка про темноту" - фильм- участник 62-го Каннского кинофестиваля в конкурсной программе "Особый взгляд", режиссер Николай Хомерики. Режиссер так определяет сюжетную канву своей "Сказки": 

 - Это кино про девушку- милиционера, которая занимается трудными детьми и работает в участковой детской комнате.

Девушку-милиционера зовут Ангелина, она живет в крупном портовом городе на теплом море русского Дальнего Востока и остается, несмотря на массу заинтересованных лиц мужского пола, одинокой. Играет героиню актриса Алиса Хазанова, в прошлом - балерина Большого театра. Алиса уже снималась у Хомерики в двух фильмах, но в "Сказке про темноту" - ее первая главная роль. 

 - В ней присутствует внутренняя тонкость, которую не сыграешь. Поэтому я люблю ее снимать, - говорит об Алисе Хомерики.

2. "Волчок" - режиссерский дебют в кино драматурга из Екатеринбурга Василия Сигарева. Его пьеса "Пластилин" появилась в постановке режиссера Кирилла Серебренникова на сцене Центра драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина. Вслед за ней Театр им. Гоголя (режиссер Сергей Яшин) и театр "У Никитских ворот" (режиссер Марк Розовский) поставили пьесу Сигарева "Черное молоко". За пьесу "Пластилин" Василий Сигарев получил британскую театральную премию Evening Standard 2002 в номинации "Самый перспективный драматург". Премию вручал Том Стоппард.

"Волчок" - это философская притча. Героинь двое - мать и дочь. У них нет имен. Они бегут. Постоянно, без остановок. Мать бежит от дочери, в поисках себя, жизни, мира. Девочка бежит следом за матерью, потому что не мыслит ни себя, ни мира без матери. Их бег - бесконечный ряд повторяющихся ошибок, как мелодия шарманки, как вращение волчка - нелепой игрушки, подаренной матерью когда-то. Разыгрывают историю екатеринбургская актриса и жена Сигарева Яна Троянова и юная дебютантка Полина Плучек.

- Когда я приступал к работе над фильмом "Волчок", я не знал только, в какой последовательности кричать "Мотор! Камера! Начали!", остальное не было для меня неожиданностью, - говорит Сигарев. - По ходу работы над фильмом я тоже учился, менялся, особенно на этапе монтажа. Я стал менее сентиментальным, каким часто бывал в пьесах, стал меньше заигрывать со зрителем. Есть фильмы, которые трогают, умиляют, выжимают из тебя слезу, но ты понимаешь, что все это обычная спекуляция. Надеюсь, нам этого удалось избежать.

3. "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова ("Коктебель", "Свободное плавание") - это тоже история простых людей в ординарных обстоятельствах. Главный герой - Евгений, снаряженный в дорогу сестрой, приезжает в Москву на заработки из белорусской деревни. Уже в первый день столичной жизни Женя избит, ограблен, запуган. Но неужели и среди москвичей есть альтруисты, Женю приютил незнакомый москвич. Однако у этого москвича - свой "скелет в шкафу".

Дочку этого таинственного москвича - главную женскую роль в картине - сыграла Анна Михалкова:

- Я снималась у Хлебникова с большим удовольствием. Учитывая, что у моего лица есть так называемая "медийность", есть за мной шлейф ролей, мне теперь часто предлагают одни и те же типажи: колхозницы и доярки. Режиссеры почему-то считают, что мне это нравится и это именно то, что я люблю играть. В "Сумасшедшей помощи" мне предложили сделать нечто кардинально новое. И могу сказать: падать мне больше некуда. Эта первая картина, в которой я снималась практически без грима. Одета я была так, что вся съемочная группа, когда я выходила на площадку, буквально умирала от смеха. Справляться с этой нелегкой ролью мне помогало только собственное чувство юмора. Но я уверена, что артист должен уметь показать себя с другой стороны, не ходить все время в вечернем платье и при параде. Конечно, если говорить о массовом признании, то надо сниматься в блокбастерах, а если говорить о творчестве, то к творчеству относятся лишь те картины, которые дают возможность фантазировать и открывать актеру свои возможности. Это эгоистично, наверное, но мне не стыдно в этом признаться.

4. "Кислород" - фильм Ивана Вырыпаева. Он здесь - и автор сценария, и режиссер. "Кислород" - это десять клипов о любви.

5. "Европа-Азия" Ивана Дыховичного - картина, снятая по пьесе братьев Пресняковых. По жанру "Европа-Азия" - "трэшевая" комедия, жесткая, веселая, быстрая. Новая картина Дыховичного близка по духу к его знаменитой "Копейке", а актерский ансамбль - сплошь медийные лица (Иван Ургант, Сергей Шнуров, Татьяна Лазарева, Ксения Собчак), в которых, по заверению режиссера, ему удалось раскрыть невиданные доселе таланты.

6. "Похороните меня за плинтусом" Сергея Снежкина. В основе сценария - одноименная повесть-бестселлер Павла Санаева, посвященная его отчиму Ролану Быкову. Санаев - сын актрисы Елены Санаевой, внук народного артиста Всеволода Санаева. Повесть автобиографична, мальчик Саша Савельев живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей "беспутной" дочери, у которой новый муж. Мать и бабушка никак не могут поделить ребенка. Дедушку в картине сыграл Алексей Петренко, маму - Мария Шукшина, а ее отчима - питерский актер Константин Воробьев.

7. "Бубен Барабан" режиссера Алексея Мизгирева. Этот фильм вне жанра, рассказывающий о людях, о состояниях души, о социальной среде и трудностях провинциального быта. В основе сюжета история женщины по имени Катя, которая живет в провинциальном шахтерском городке. Она работает в библиотеке, отчаянно пытается выжить в нелегкое, "последефолтное" время и однажды влюбляется в заезжего моряка. На фоне засасывающей безысходности любовь - как последний шанс вырваться из болота. Однако тот уходит от нее к лучшей подруге. Главную роль в фильме после долгого перерыва сыграла "маленькая Вера", актриса Наталья Негода.

8. "Миннесота" - режиссер Андрей Прошкин, автор сценария - Александр Миндадзе. История двух братьев - хоккеистов провинциальной команды. Одному из них предлагают контракт в Америке, но без брата он отказывается ехать. Психологическая драма двух одаренных людей, которые пытаются вырваться за пределы рамок обстоятельств. В главных ролях - Сергей Горобченко и Антон Пампушный.

9. Героев картины "Непрощенные" Клима Шипенко шестеро: Андрей, Лекс, Сильвер, Лис, Дин и Дина - молодые, отчаянные, готовые на любой риск.

Алиса - хозяйка злачного заведения - предлагает им хорошие деньги, чтобы отомстить за Владика - несбывшуюся любовь всей ее жизни. Но "деньги нелегкие",  она честно предупреждает. Они соглашаются. Все, без исключения. Татьяна Васильева играет Алису так, что нельзя не согласиться.

10. "Скоро весна" - новая работа Веры Сторожевой. Причем название вначале было рабочим. Но потом его решили не трогать. Сценарий написан Ириной Васильевой вместе с режиссером.
 - Этот фильм о любви к человеку. О любви настоящей. У нас героиня говорит: "У нас на каждом столбе написано: любовь, любовь". "Это о жертве, жертвоприношении себя ближнему", - говорит Вера Сторожева.В главных ролях Ксения Кутепова и Сергей Пускепалис.

11. Картина "Сынок" Ларисы Садиловой рассказывает об отце-одиночке, воспитывающем сына.

 - Привлек меня мой персонаж. Я таких людей никогда не играл. Мой герой - добрейшей души человек, - говорит исполнитель главной роли Виктор Сухоруков. В других ролях Олег Фроленков, Евгения Симонова, Ксения Суркова, Александр Исаев.

12. "Я" - фильм Игоря Волошина. По его словам, он рассказывает о "потерянном поколении" - людях, так и не нашедших себя в вихре перестройки. В ней сыграли Оксана Акиньшина, Артур Смольянинов, Маша Шалаева, а также фронтмен питерской группы "АукцЫон" Олег Гаркуша, который исполнил в этой драме роль пациента психбольницы. Смольянинов, Шалаева и Гаркуша уже снимались в предыдущем фильме Волошина "Нирвана", отмеченном на предыдущем фестивале "Кинотавр" как лучший дебют.

Судьи:

В основное жюри кинофестиваля входят оператор Михаил Агранович, режиссеры Сергей Бодров и Авдотья Смирнова, кинокритик Лариса Малюкова, актер Сергей Маковецкий, актриса Дарья Мороз. Председатель жюри - продюсер Сергей Сельянов.

В рамках конкурсной программы "Кинотавр. Короткий метр" будут соревноваться 16 короткометражных фильмов. В жюри конкурса короткометражек вошли три режиссера: Сергей Мокрицкий, Гука Омарова и председатель жюри Алексей Герман-младший.

Цифра

625 тыс рублей - материальный эквивалент главного приза "Кинотавра".

Прямая речь

Марк Рудинштейн, режиссер, обладатель награды "За выдающийся вклад в российскую киноиндустрию", которую ему вручили на открытии фестиваля в этом году:

 - Юбилейный "Кинотавр" ничем не отличается от других. Судите сами: фестиваль может отличаться только новыми фильмами и идеями в кино. "Кинотавр" придуман на века. И административная придумка измениться никак не может. Как было 20 лет назад, так и сейчас. И он тем и хорош. Каннский фестиваль чем отличается каждый год? Тем, что приходят новые идеи и новые люди. То же самое и "Кинотавр". В этом году он очень удачен по программе. Я постепенно смотрю - сейчас как раз иду в кино. Но по аннотациям меня радует, как составлена программа. Это очень удачный сплав среднего поколения с молодым. Я имею в виду, например, Дыховичного и Вырыпаева. И другие подобные примеры могу привести.

В будущем я вижу "Кинотавр" точно таким же. Об одном мечтаю, чтобы через 50 лет он не изменился. Потому что он ПРИДУМАН, в отличие от всех остальных российских фестивалей. Административно ПРИДУМАН. Фильмы, может, где-то лучше, где-то хуже, но то, что есть в "Кинотавре", нет нигде. Даже на мировом уровне. По коммуникабельности "Кинотавр" - лучший фестиваль в мире - за эти слова я отвечаю. И сейчас все тоскуют немножко, потому что время тяжелое, не всех удалось пригласить. Но ничего, ребята выживут - они же киношники! 

Кино и ТВ