Как повлияло решение России, запретившей ввоз более 500 наименований белорусской молочной продукции, на отношения Москвы и Минска?
Ответ на этот непростой вопрос должны были дать переговоры, которые прошли между главами внешнеполитических ведомств двух стран Сергеем Лавровым и Сергеем Мартыновым.
От того, сумеют ли "два Сергея" замять молочный скандал, не говоря уже о весьма резких, нелицеприятных заявлениях, которые в последние дни звучали из российской и белорусской столиц, во многом зависели перспективы дальнейших политических контактов между государствами.
Со своей миротворческой миссией министры справились. В ходе совместной пресс-конференции они подтвердили: кардинальных изменений в отношениях между Москвой и Минском нет. Напротив, по мнению Мартынова, повестка дня российско-белорусских переговоров расширяется, "появляются новые темы, такие как финансово-экономический кризис, углубляется военное и военно-техническое сотрудничество".
Правда, Лавров был менее категоричным. "Безусловно, в полной мере учитывая происходящие в Европе и мире изменения, наши государства руководствуются прежде всего своими национальными интересами", - пояснил глава российского внешнеполитического ведомства. После чего добавил, что в своей основе интересы Москвы и Минска совпадают. Подобная формулировка, которая, совершенно очевидно, была не случайно использована министром, вновь продемонстрировала, что даже в отношениях с ближайшими союзниками наша страна намерена защищать свои позиции.
Переговоры министров показали, что в Минске готовы прислушаться к российским аргументам в отношении белорусской молочной продукции. В этой связи Лавров еще раз недвусмысленно дал понять: принятый запрет на ввоз молочных товаров неверно называть санкциями. С декабря прошлого года в России действуют новые регламенты, описывающие качество молочной продукции и определяющие, в каких упаковках и с каким информационным наполнением в отношении покупателей эта продукция должна продаваться на рынке.
На пресс-конференции было заметно, что глава белорусского внешнеполитического ведомства хорошо знаком с деталями предъявляемых российской стороной претензий. Однако после завершения переговоров Мартынов не стал давать оценок сложившейся ситуации. И лишь дипломатично заметил, что технические регламенты двух стран должны уважаться и Минск не видит в этом никакой политики. Такая трактовка возникшего конфликта открывает широкий простор для "творчества" белорусских чиновников. С одной стороны, ее можно понять как согласие Белоруссии предметно изучить российские требования. Однако нельзя исключать и попыток белорусских властей начать "регламентную войну" с российскими товарами. По какому пути пойдет Минск, из ответов главы белорусского МИДа осталось неясным.
Впрочем, в "бочку дегтя" министры добавили ложку меда. И не одну. В частности, Лавров подтвердил, что Россия выступает за полноправное возвращение Белоруссии в Парламентскую ассамблею Совета Европы. На предстоящем в Екатеринбурге саммите ШОС будет рассмотрен вопрос о предоставлении Минску статуса партнера этой организации по диалогу. Согласованы параметры Программы совместных действий между странами на 2010-2011 годы, которые будут вынесены на заседания министерских коллегий и высший Госсовет. Министры России и Белоруссии подтвердили, что переговоры "продемонстрировали взаимный настрой на укрепление внешнеполитической координации двух стран".
Тем не менее на пресс-конференции Лавров был вынужден опровергать устоявшийся слух о том, что Россия увязывает практическое взаимодействие с Белоруссией с признанием Минском независимости Абхазии и Южной Осетии. "Мы никого не упрашивали и не будем упрашивать это сделать", - заявил Лавров. В этой связи российский министр напомнил о том, как представители Евросоюза обуславливали приглашение Белоруссии в "Восточное партнерство" отказом Минска от признания Абхазии и Южной Осетии. Со своей стороны Мартынов подтвердил: Минск "не приемлет никаких увязок такого рода".
В целом от встречи министров России и Белоруссии осталось ощущение незавершенности. Переговоры еще раз продемонстрировали наличие между нашими странами неурегулированных вопросов. Вместе с тем встреча Лаврова и Мартынова вселяет надежду, что возникшие в последнее время спорные проблемы будут обсуждаться и решаться на экспертном уровне. И не станут вновь "лыком в строке" для тех белорусских политиков, которые дают негативные оценки перспективам отношений с Москвой.