Национальная безопасность Юга России зависит не только от подавления источников экстремизма и терроризма. Бедность, безработица, кланы, воровство, взятки - это лишь малый перечень проблем, подрывающих авторитет всей власти на российском Кавказе. К такому выводу пришел Дмитрий Медведев, прилетевший во вторник в Дагестан с блицвизитом.
После снятия режима контртеррористической операции в Чечне обстановка на Юге России медленно, но верно стала накаляться. Участились случаи обстрелов военных и милиции, не раз режимы КТО вводились в отдельных областях регионов российского Кавказа. Последней каплей стало убийство в прошедшую пятницу в Махачкале главы МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова и начальника тылового подразделения МВД республики Абуразака Абакарова.
Дмитрий Медведев во вторник решил лично посетить Дагестан, чтобы на месте провести совещание с постоянными членами Совета безопасности. В повестке весь комплекс вопросов, посвященный борьбе с терроризмом и преступностью.
Свою обеспокоенность ситуацией на Северном Кавказе не скрывает и Федеральная служба безопасности. Еще во время полета обстановку в регионе Дмитрий Медведев обсудил с главой ФСБ Александром Бортниковым, охарактеризовавшим положение как сложное, но управляемое. Вместе с тем он признал, что активность боевиков выросла.
"Ситуация, несмотря на то что предпринято в последние годы, остается непростой", - заявил Медведев на совещании. Свидетельство тому - сухие данные статистики. В 2009 году в регионах Северного Кавказа совершено 308 преступлений террористической направленности. Жертвами террористических действий в этом году уже стали 75 сотрудников правоохранительных органов и 48 гражданских лиц. При этом общее количество ликвидированных бандитов - 112. "Это реальный результат работы, - заявил глава государства. - Поэтому работа по наведению порядка, уничтожению террористического отребья должна быть продолжена".
Полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов считает, что в регионе - особенно в Ингушетии, Дагестане, Чечне и Кабардино-Балкарии - сложная обстановка позволяет заинтересованным лицам создавать ситуацию управляемого конфликта. МВД в свою очередь в лице министра Рашида Нургалиева фиксирует постоянный экспорт ваххабизма и вытеснение из региона традиционного ислама. "Необходимо разработать общегосударственные меры с привлечением Духовного управления мусульман, направленные против религиозного экстремизма, которые бы включали в себя конкретные мероприятия", - уверен глава МВД.
До сих пор в регионе имеют место громкие покушения. Последним стало убийство главы МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова. "Это вызов власти, государству, - указал Медведев. - Правоохранительные структуры должны сделать все, чтобы отыскать преступников и представить их суду". А убитый глава МВД республики будет удостоен звания Героя России. Посмертно.
Впрочем, проблемы Северного Кавказа лежат глубже и не ограничиваются исключительно экстремизмом, который распространяется в Россию зачастую и из-за рубежа. "Уроды всякие приезжают, чтобы на нашей территории гадить", - без каких-то купюр выразился глава государства.
Однако укрепление стабильности на Кавказе во многом зависит и от преодоления социально-экономических проблем региона. "Это сохраняющаяся бедность населения, высокий уровень безработицы, огромные масштабы коррупции, системные деформации в государственном управлении, когда эффективность власти снижается, что ведет к утрате доверия и авторитета власти. Этого допустить нельзя", - заявил Медведев. До сих пор на Северном Кавказе ниже среднероссийского уровень промышленного производства и ВВП. Наконец, критической остается зависимость регионов от федерального бюджета. С этим тоже надо бороться совместными усилиями, поставил задачу президент.
Существуют на Северном Кавказе и, как выразился президент, внутренние противоречия, из-за которых существующие угрозы в регионе будут сохраняться. К ним он отнес межклановые отношения, воровство и взяточничество. "Если мы не сможем отреагировать на эти проблемы, то мы так и будем тут бороться с терроризмом", - указал Дмитрий Медведев.
Против всех этих угроз должен быть выработан адекватный комплекс мер. Национальному антитеррористическому комитету, в частности, поручено подготовить комплекс организационных и оперативных мероприятий по преодолению террористической активности и бандитизма. Меры должны быть жесткими и включать в себя противодействие таким явлениям, как наркоторговля и наркотрафик, которыми и питается терроризм.
Принимаемые меры должны быть конкретными и взвешенными. Президент особо подчеркнул, что Уголовно-процессуальный кодекс является не догмой, а живой материей, которую необходимо применять в соответствии с задачами сегодняшнего дня. "Если мы видим необходимость усилить ответственность, дифференцировать наказание, изменить процедуру привлечения к ответственности, мы должны делать это открыто, в обсуждении с общественностью, и мы должны двигаться в этом направлении", - считает он.
В Махачкале Дмитрий Медведев смог лично понаблюдать за тем, как спецслужбы отрабатывают отдельные экстренные ситуации. В Центре спецназначения ФСБ глава государства ознакомился с упражнениями сотрудников по освобождению заложников. Ему также показали образцы вооружения, которыми пользуются специалисты центра. Из всего арсенала глава государства высоко оценил пистолет Ярыгина. "Я сам из него стрелял - хорошее оружие", - заметил президент.
До заседания Совбеза Дмитрий Медведев успел заехать и в открытый в конце 2008 года Дагестанский центр кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии, рассчитанный на 100 коек. Осмотрев возможности медицинского учреждения, президент высоко оценил оборудование, отметив, что оно позволяет проводить высокотехнологичные операции на месте и не возить больных в другие регионы. В то же время он призвал развивать высокотехнологичную помощь и в районных больницах, создавая в них несколько "высокотехнологичных коек".
Отдельно глава государства поинтересовался, как обеспечиваются жильем врачи. Руководство республики заверило, что непосредственно в Махачкале проблем с этим нет, а вот в сельской местности вопросы сохраняются. Это тем более актуально, что сейчас в Дагестане создается 68 фельд шерско-акушерских пунктов и параллельно идет реконструкция районных больниц. Но даже несмотря на это, нехватка койко-мест в республике сохраняется.
Общаясь с персоналом клиники и больными, Дмитрий Медведев получил необычное предложение. Один из пациентов, бывший подводник, пригласил президента построить в Дагестане на берегу Каспийского моря резиденцию главы государства. "Это хорошая идея, - согласился Медведев. - Мы с президентом Дагестана поговорим об этом. Здесь хороший климат, хорошие люди, и геополитически это важно".