Все-таки не покидало ощущение: а не перебарщиваем мы в подходе к матчу? Даже количество российских журналистов, понаехавших в Хельсинки, как-то не соответствовало событию. И пресс-атташе сборной Илья Казаков просто пачками раздавал толпам коллег скромные финские аккредитации, которые у нас изготавливали при подобных событиях лет 15-20 назад.
Но нет, интерес отражает те надежды, которые мы сейчас питаем. Те взгляды на развитие футбола, которые проповедуют у его руля вставшие. Те успехи, которых добились-таки на прошлогоднем Евро после долгих лет футбольного простоя.
И сейчас подступает, тихонько подкрадывается как раз тот момент истины, когда станет ясно, на каком же футбольном небе мы находимся.
А небо в городе Хельсинки все также затянуто хмурыми тучами. Холодно, а ветер такой, будто уже пришла в Финляндию поздняя безрадостная осень. И обложку спортивного приложения одного из популярных местных изданий украшает картина: жестокая хищная птица вот-вот вцепится своими острыми когтями не в прекрасную девушку в белом, как нарисовал это художник в 1899 году, а в финского игрока Юханссона. Да и вся спортивная газета посвящена все тем же знакомым футбольным персонажам: Андрею Аршавину, финским братьям Еременко и Паше Погребняку в обнимку с его огромным "Порше".
Вообще финские да и другие зарубежные издания полагают, будто наши футболисты очень уж перекормлены щедрыми футбольными вливаниями.
А мы заметим, что, несмотря на полную обеспеченность, некоторые футболисты все же и в обыденной, нефутбольной жизни рвутся к высотам. Глядя на старательно тренировавшегося Романа Павлюченко, и предположить было трудно, что накануне отлета в Финляндию наш британский цент ровой весь день провел в Университете физкультуры в Москве. Защищал и защитил диплом: теперь он дипломированный тренер. А наиболее техничным игроком из всех россиян увиделся нам тренер Игорь Корнеев. Играя в кружок с коллегами Гусом Хиддинком и Александром Бородюком, он показывал чудеса жонгляжа.
Поговаривают, будто вскоре в "Зените" появится еще один голландский тренер - Игорь Корнеев. Именно полностью голландский, ибо совсем недавно пришлось ему отказаться от двойного нидерландско-российского подданства, в Голландии второго гражданства не признают.
Но все разговоры и околофутбольные пересуды были забыты, когда команды вышли на невысокого класса перепаханное поле Олимпийского стадиона.
Еще накануне игры город Хельсинки перешел на русский язык. Количество соотечественников, оккупировавших местные питейные заведения и просто гулявших по улицам, зашкаливало. Большинство - без футбольной атрибутики и флагов, но обращение к прохожим на "великом и могучем" сомнений в цели их путешествия не оставляло.
Финнам от такого количества русских было явно не по себе - рекордное нашествие иностранных болельщиков, зафиксированное несколько лет назад на матче против Англии, теперь казалось детским лепетом. Что такое 2700 англичан против семи с лишним тысяч русских? Гостей явно побаивались, но относились как к неизбежному и временному бедствию.
Сборная наша в эти предматчевые часы затаилась в отеле. Игрокам и тренерскому штабу вполне хватило вечерней тренировки в день прилета и последующих приключений. На поле "Олимпийского стадиона" российские футболисты особенно не усердст вовали и уже через час поспешили в раздевалку. Лишь Александр Кержаков стоически ответил на вопросы журналистов, в числе которых были и корреспонденты "РГ".
Российская газета : Александр, как прошла тренировка?
Александр Кержаков : Легкое занятие - просто для поддержания игрового тонуса после перелета.
РГ : Как вам состояние поля?
Кержаков : Я бы не сказал, что оно плохого качества. Хорошее поле, быстрое. Если во время матча пойдет дождь, мяч будет скользить и будет быстрая игра. Такой газон способствует комбинационному футболу.
РГ : На стадионе будет аншлаг. Обсуждаете это в команде?
Кержаков : Нет. Потому что на матчах сборной России теперь аншлаг будет всегда и во всех странах. Ведь Россия - одна из сильнейших футбольных держав Европы.
Пока футболисты проверяли состояние газона стадиона в Хельсинки, руководители российской делегации пытались решить не менее актуальные вопросы. Выяснилось, что хозяева запретили нашим болельщикам пронести на трибуну флаги, растяжки и баннеры, и красочная поддержка сборной оказалась под угрозой срыва. Финны мотивировали такое решение тем, что полотнище с изображением Ильи Муромца может... спровоцировать местных болельщиков и привести к беспорядкам. Любопытно, что при этом несколько дней назад отказ в получении финской визы получили лидеры фанатских движений московских "Спартака", "Динамо" и "Локомотива". Представитель ЦСКА избежал той же участи лишь благодаря наличию действующей визы в другую страну Шенгенской зоны. И если уж хозяев могло что-то беспокоить, так это отсутствие на трибунах людей, почему-то записанных в хулиганы. Своих лидеров фанаты слушают куда охотнее, чем полицию.
Российскую делегацию известие о запрете баннеров и флагов возмутило. Министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко недоумевал, ведь красочная поддержка не запрещена регламентами ни ФИФА, ни УЕФА. Но поскольку людей, ответственных за такое решение, на тренировке сборной России найти не удалось, вопрос пришлось отложить до предматчевого совещания.
Это, кстати, стало далеко не единственным проявлением своеобразного "гостеприимства" со стороны финской футбольной федерации. Сборную России никто из официальных лиц не встретил не только в аэропорту, но даже в гостинице, куда команда добиралась, разумеется, без сопровождения. Не спешила полиция оградить футболистов и от собственных болельщиков, среди которых оказались и не вполне адекватные.
Несколько сильно нетрезвых российских фанатов вечером пришли к отелю, где разместилась сборная, - пообщаться с кумирами. Но сделали это довольно своеобразно. Когда Андрей Аршавин и Владимир Быстров в тапочках выскочили на улицу посмотреть на красоты Хельсинки, к ним тут же подошли дюжие молодцы. И спросили у Быстрова, как он относится к "Зениту". Владимир не отвечал. Тут же последовали угрозы, и лишь вмешательство администрации сборной спасло кандидата на попадание в стартовый состав. Другой деятель огромных размеров вошел в фойе отеля и начал допрашивать Романа Павлюченко, где здесь туалет. Форвард ответил, что не знает, и посоветовал обратиться к персоналу гостиницы. "Ты же у нас анг личанин. Иди, объясни им, что мне надо", - не унимался соотечественник.
С хамством и вызывающим поведением удалось покончить только путем полной изоляции. Отель сборной закрыли для всех, кроме постояльцев, и через пару часов дежурившие у входа граждане все же разошлись.
Тем временем другие болельщики показали коллегам пример, как нужно поддерживать свою сборную. За пять часов до матча национальных команд на тренировочном поле свою встречу провели фанаты.
Продолжение совместной акции РФС и Всероссийского объединения болельщиков "Футбол объединяет" получилось запоминающимся. Участники матча, как и положено, вышли на поле в футболках своих сборных и выдали яркую игру, ставшую прологом к главному поединку вечера.