АВТОМОБИЛЬНЫЙ транспорт Беларуси - одна из наиболее прибыльных отраслей сферы услуг. Через страну пролегают два важнейших международных транспортных коридора с запада на восток и с севера на юг. Однако и эта отрасль достаточно сильно пострадала от сокращения внешнеторгового товарооборота, вызванного мировым финансовым кризисом. Объем перевозок сократился примерно на 20 процентов, еще больше упали тарифы на транспортные услуги. В таких условиях беспрепятственные поездки крупнотоннажных грузовиков по союзному пространству приобретают особое значение. Растет в этом и роль бизнес-сообществ, объединяющих автомобилистов Беларуси и России. Несмотря на то, что ассоциациям международных автомобильных перевозчиков двух стран приходится в первую очередь отстаивать интересы национальных транспортников, они договорились о том, что сохранят на прошлогоднем уровне количество разрешений, выдаваемых друг другу для перевозки грузов в третьи страны и из них. Это в определенной мере стабилизирует ситуацию.
Но особые надежды белорусские автомобилисты возлагают на перенос таможенной регистрации, осуществляемой сейчас на российско-белорусской границе, на общие западные рубежи Союзного государства. Эти намерения в очередной раз были подтверждены на недавнем заседании Совета Министров Союзного государства, состоявшемся в Минске.
- Таможенный союз с Россией и Казахстаном развивается, - отметил недавно на заседании Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко. - Практически согласован таможенный тариф с нашими странами-партнерами. Мы ставим вопрос так, чтобы решения, принимаемые в этой сфере российскими и белорусскими министерствами и ведомствами, не противоречили этому обстоятельству. Тогда белорусские грузовые автомобили смогут беспрепятственно пересекать российскую границу уже с 1 января следующего года. Кстати, российские грузовики и сейчас проезжают российско-белорусскую границу практически без остановки. Но уже в ближайшее время формальностей там станет меньше, поскольку с 1 июля нынешнего года ветеринарный контроль станет совместным и переместится на западные рубежи союзного государства.
Вслед за этим туда же должен быть перемещен контроль транспортной инспекции. В этом направлении уже проведены обнадеживающие совместные эксперименты, сообщил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Николай Верховец. В пунктах пропуска "Козловичи" и "Каменный Лог" на западной границе Беларуси работа поставлена таким образом, что в российские инстанции оперативно поступает вся информация о грузовых автомобилях, транзитом следующих в союзную страну.
Создание единого транспортного пространства подтолкнет и к развитию сети транспортно-логистических центров. В Беларуси уже выделено для их строительства около полутора десятков земельных участков, для приобретения которых потенциальному инвестору нет необходимости участвовать в тендере. Партии товара, которые будут формироваться на этих предприятиях, ориентированы в первую очередь на Россию. Будет логично, считают в белорусском Минтрансе, если к развитию этих центров подключатся российские предприниматели.