Заблудившихся в тайге семилетних малышей в Коми вот уже неделю разыскивают тысячи человек.
Сейчас за дело взялось МЧС. Собаки-ищейки пытаются взять след, но им мешает дождь. На проходящей по лесу железной дороге поезда гудят не переставая. Все переживают и надеются на лучшее. Шеренги людей с криками прочесывают тайгу.
Однако возникает вопрос: а в каком веке мы живем? В каменном? В наше время существуют технические средства, позволяющие найти заблудившихся людей в самой густой тайге за считаные часы. Как говорят специалисты оборонной промышленности, для поиска детей надо было сразу привлекать вертолет, оснащенный всем комплексом ночного видения: тепловизорами и специальными очками для экипажа. Такая техника как раз и создавалась для поиска людей, скрывающихся в лесу. Она очень эффективно использовалась на Северном Кавказе в период активной фазы антитеррористической борьбы и давала блестящие результаты. Такие поисковые системы стоят на борту "Феликса" - так прозвали ночной вертолет, работавший на Кавказе в интересах ФСБ.
Почему же поисковые вертолеты до сих пор не оборудованы этой аппаратурой, которая не является совсекретной? Она - двойного назначения. С ее помощью можно определять замаскированные базы боевиков, а можно за многие километры в глухой чаще зафиксировать тепло, исходящее от костра или даже от человеческого тела.
Вертолет, оснащенный тепловизорами, способен без спешки просканировать огромные лесные массивы, определить координаты всех характерных тепловых пятен.
Увы, все эти чудо-новинки отечественных технологий можно увидеть разве что на выставках или в очень секретных подразделениях ФСБ и ГРУ. А в ситуациях, подобных той, что разворачивается на наших глазах в Коми, мы обречены полагаться на силу голосовых связок, собачий лай и гудки поездов.
Аналогичная ситуация и с поиском пропавших самолетов и вертолетов. Генеральный конструктор фирмы "Камов" Сергей Михеев давным-давно предложил перейти на "черные ящики" нового поколения. Современные технологии позволяют всю полетную информацию записывать не только на классические громоздкие регистраторы, но и на компактные флэш-карты. Или хотя бы дублировать на них эти записи. Флэшку можно установить в очень прочный контейнер на внешней стороне борта любого летательного аппарата. В случае возникновения чрезвычайной ситуации начинает подаваться сигнал бедствия, а буквально в последнюю секунду в эфир выстреливается плотно сжатый объем основной информации, который фиксируется либо спутниками, либо наземными системами. Сам же блок с флэшкой отделяется и падает рядом с обломками разбившейся машины. Если это происходит в океане, то блок не тонет, а на земле он остается цел и невредим и сразу подает сигналы о своем местонахождении.
В данном случае место катастрофы определяется в режиме реального времени, а причина ее устанавливается еще до того, как на место крушения прибудут спасатели, так как вся информация бортовых самописцев уже в руках специалистов.
Создана и испытана похожая система точного определения места авиакатастроф - ТОМАК.
И где все это? В отличие от тепловизионной техники, систем эффективного поиска упавших воздушных судов нет даже на Западе. Здесь мы могли бы быть первопроходцами и, наверное, заработать немалые деньги на мировом рынке. А главное - не тратить попусту время и средства и дать шанс спастись людям, попавшим в критическую ситуацию. Ведь порой это сделать можно лишь в первые часы после катастрофы.
Какая же беда должна еще свалиться на наши головы, чтобы для поиска и спасения людей у нас стали использовать технические ноу-хау, а не только кричащие цепи добровольцев с собаками?