С самых высоких трибун продолжают выпускаться стрелы в адрес филиалов высших учебных заведений, озвучено намерение в ближайшее время вдвое сократить их количество.
К сожалению, при этом не учитывается весьма важная социально-экономическая роль филиалов.
Дело в том, что практически все головные вузы находятся в областных центрах, где основную часть студентов составляют те, кто приехал с периферии. Молодые люди, проучившись пять лет на дневных отделениях вузов и получив диплом, как правило, так и остаются в крупных городах, и прежде всего в Москве. Именно там сосредоточились сегодня "лишние" юристы, экономисты и другие специалисты.
А вот филиалы вузов (не рассматриваю филиалы московских вузов, которые находятся, как правило, в областных центрах) "прописываются" как раз в малых городах и рабочих поселках. Их выпускники, получившие образование, что называется, рядом с домом, продолжают здесь же работать, прекрасно разбираясь в местных проблемах.
Безусловно, кардинальное решение состоит в создании благоприятных условий труда и быта в провинции, в повышении ее привлекательности для выпускников вузов. Однако это требует значительных затрат времени и средств. А условия кризиса отодвигают решение этой проблемы.
Сегодня, учитывая указанные обстоятельства, а также худшие по сравнению с головными вузами условия функционирования филиалов, следует всячески их поддерживать, оказывать им реальную помощь. Возможно, снизить формальные аттестационные и аккредитационные требования к ним, например, уровень остепененности их преподавателей. Естественно, районный центр не может быть обеспечен кандидатами и докторами наук в той же мере, что и областной центр или Москва. Тем более что это не всегда и не напрямую влияет на качество обучения.
Это повысит обеспеченность малых городов квалифицированными кадрами, несколько уменьшит отставание их социально-экономической сферы от крупных городов. Сегодня оно приобрело уже угрожающие масштабы и в ряде случаев даже усиливается.
Подойдя формально к филиалам вузов на периферии, можно в очередной раз "наломать дров".
А невысокое качество обучения встречается как в филиалах, так и в головных вузах.