16.06.2009 04:00
Экономика

Плательщикам единого налога на вмененный доход разрешат не применять контрольно-кассовые машины

Плательщикам единого налога на вмененный доход разрешат не применять контрольно-кассовые машины
Текст:  Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - : №22 (706)
Читать на сайте RG.RU

Госдума намерена в июне принять законопроект, который с нетерпением ожидают предприниматели, прежде всего малые. Речь идет о поправках в закон о контрольно-кассовых машинах. Спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным сообщил о готовности к реализации этих инициатив. Если обещание будет выполнено, то предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход освободят от обязанности применять контрольно-кассовые аппараты. Главное, чтобы взамен бизнес не получил сложную систему учета, которая сведет на нет все попытки снизить административное давление на малых предпринимателей.

Сейчас небольшие компании вынуждены тратиться и на покупку кассового оборудования, и на его обслуживание. Кассовый аппарат нужно регистрировать, и каждые 10 месяцев менять ЭКЛЗ (электронную кассовую ленту защищенную). При этом для фискальных целей плательщикам ЕНВД касса не нужна. Фактический объем выручки при налогообложении не учитывается. Напомним, что единый налог на вмененный доход платят предприниматели, работающие в сфере услуг, торговле, наружной рекламе. Для расчета суммы налога используется базовая доходность по различным видам деятельности и специальные поправочные коэффициенты. "Вменение данной категории налогоплательщиков обязанностей, не имеющих практического содержания, нельзя расценивать иначе как дополнительные барьеры при организации собственного дела и малого бизнеса в целом", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

"Предпринимателям этот закон крайне важен", - говорит член правления ОПОРЫ России Наталья Чудакова. "Для малого бизнеса расходы на контрольно-кассовую технику достаточно велики.

Более того, применение ККМ дает дополнительную возможность проверяющим "подловить" предпринимателя на нарушениях. Ведь контрольные закупки у нас совершаются с использованием ККМ. На чем попадаются предприниматели? Проверяющие органы делают покупку, и если чек выбит с нарушением, привлекают к ответственности. Для этого достаточно, чтобы на чеке неправильно было указано время покупки. Или, допустим, покупателю выдали сначала покупку, а лишь потом чек. Все это влечет наказание согласно Кодексу от административных правонарушениях. Если мы говорим об индивидуальном предпринимателе, то штраф может составить от трех до пяти тысяч. Если речь идет о юрлице, то сумма штрафа будет от 30 до 50 тысяч рублей", - рассказала Наталья Чудакова.

Напомним, что законопроект, предусматривающий отмену ККМ для плательщиков ЕНВД, лежит в нижней палате парламента с 2007 года. 19 мая поправки должны были пройти второе чтение, но тогда совет Госдумы принял решение перенести рассмотрение законопроекта на более поздний срок. Противники отмены кассовых аппаратов утверждают, что без чека будет невозможно защитить права потребителей. Но, по мнению экспертов, это не так. В нынешней редакции законопроект устанавливает в том числе и обязательность выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств от населения. Соответственно, никаких бесчинств со стороны предпринимателей не предвидится.

Следует отметить, что законодатели подготовили несколько вариантов закона, освобождающего от применения ККМ. Например, в одном проекте предусмотрено, что вместо применения кассы налогоплательщик будет обязан выдавать товарный чек, который содержит обязательные реквизиты (ИНН, название, сумма прописью и т.д.). При этом предприниматель будет обязан вести журнал учета выданных товарных чеков, заполнять который по правилам окажется совсем непросто.

В другом законопроекте предлагается освободить от применения ККМ только налогоплательщиков, применяющих ЕНВД и продающих товар (услуги) собственного изготовления. Так что этот закон коснется только мелких производителей, а не перекупщиков товара. Это позволит поддержать именно тот сектор экономики, который нуждается в такой помощи. Некоторые нормы из этих законопроектов могут быть внесены в окончательную редакцию закона. Предприниматели опасаются, что это может исказить суть поправок.

В пятницу ОПОРА России направила официальные обращения президенту, премьер-министру и главе Совета Федерации с просьбой не вносить изменения в первоначальную редакцию. "В рамках процедуры обсуждения законопроекта в Комитете Госдумы по бюджету и налогам группой депутатов была подготовлена поправка к документу, сводящая на нет его главную цель. В частности, согласно поправке организации и индивидуальные предприниматели, использующие специальный налоговый режим ЕНВД, могут осуществлять расчеты без применения ККТ, но при условии выдачи покупателю (клиенту) товарного чека с целым перечнем позиций о товаре и организации, выдавшей его. Помимо этого, лица, ответственные за совершение наличных операций, обязаны вести специальный Журнал учета выданных чеков, в который будет заноситься информация о каждой операции с подробной фиксацией всех ее параметров. Предлагая ввести столь сложную процедуру осуществления операций без использования ККТ, авторы законопроекта фактически дискредитируют идею законопроекта. Административные издержки, связанные с ведением такого учета наличных денежных операций, будут ненамного отличаться от тех, которые сегодня несут владельцы ККТ. А для ряда предприятий, таких как, например, транспортные перевозки пассажиров и общественное питание, предлагаемый порядок становится вовсе невозможным к реализации. Также необходимо принять во внимание неизбежные проверки по ведению упомянутых журналов", - говорится в обращении. Малых предпринимателей также возмутила идея ввести взамен ЭКЛЗ дополнительный учет и отчетность. Таким образом, при отмене ЭКЛЗ предпринимателям создадут условия, при которых будет выгоднее применять ККМ с ЭКЛЗ, чем заполнять всевозможные книги учета. Нельзя допустить никакого обмена шила на мыло, а также дальнейшего затягивания и без того сильно затянувшейся игры вокруг ККТ, заявляют предприниматели.

Еще один законопроект, который Госдума должна принять в июне, касается увеличения предельного размера доходов при переходе бизнеса на упрощенную систему налогообложения до 60 триллионов рублей. "Повышение верхней границы годового дохода, который позволяет доступ к упрощенке, правильная идея. Показатель в 30 миллионов рублей, который действует сегодня, уже устарел. Прежде всего из-за обесценивания рубля в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Это означает, что у тех организаций, которые завязаны на взаимодействии с иностранными поставщиками или покупателями, выручка выросла в полтора раза. И не за счет расширения производства, а за счет того, что подешевел рубль. Кроме того, принят закон о поддержке малого бизнеса, когда малым предприятием признается организация с оборотом в 60 миллионов рублей (микропредприятие) и 400 миллионов (малое предприятие). Очевидно, что при таких цифрах сохранять сегодняшний порог 30 миллионов рублей для упрощенки нецелесообразно", - рассказал председатель экспертного совета при Комитете Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов.

Малый бизнес Налоги Госдума