Белый дом назвал программную речь премьера Израиля Биньямина Нетаньяху "шагом вперед".
Палестинцы, а вместе с ними и Лига арабских государств, напротив, считают слова израильского лидера как минимум двумя шагами назад. В действительности же происходящее больше всего похоже на продолжающееся уже десятилетиями топтание на месте.
У всех без исключения премьеров Израиля одна и та же проблема: одна часть населения поддерживает своих руководителей практически во всем, другая так же слепо их ненавидит. При этом "золотой середины" почти нет, а "умеренными" в общем являются те сотни тысяч израильтян, которые перебегают из одного лагеря в другой в зависимости от конкретных заявлений официального Тель-Авива.
При этом намеками, полумерами и призрачными обещаниями Нетаньяху ограничиться не может. Став премьером, ему первым делом нужно доказать, что он создал не только живучее, но и работоспособное, то есть сильное правительство. Иными словами, его программная речь не могла потонуть в переполненном зале университета Бар-Илан.
Каждое слово должно было звучать как струна: клеймить врагов и объединять друзей вокруг государства Израиль. Однако, похоже, что ни того, ни другого у премьера сделать не получилось. При этом главе правительства в целом удалось остаться реалистом.
В принципе, программная речь Нетаньяху могла стать прорывом. Для этого даже был выбран удачный заход: премьер объявил, что готов подписать соглашение о создании независимого палестинского государства. Однако эйфория аналитиков от услышанного длилась всего несколько секунд. Нетаньяху выдвинул целый ряд встречных условий, которые однозначно говорят о том, что никакого соглашения премьеру Израиля в ближайшее время подписывать не придется.
Ультимативных предложений, по сути, три: признать Израиль национальным домом еврейского народа, демилитаризовать палестинцев и свергнуть ХАМАС. Но каждое из них фактически невыполнимо. Так во всяком случае считают и палестинские лидеры, и все члены ЛАГ. К примеру, в официальном заявлении ХАМАС говорится, что речь Нетаньяху отражает "идеологию расизма и экстремизма и полностью игнорирует права палестинцев". А помощник генсека ЛАГ по делам палестинцев Мухаммед Сабих убежден: "если ее (речь премьера Израиля. - "РГ") целью было стремление удовлетворить экстремистов, то ему удалось это сделать".
Есть еще как минимум три существенных "загвоздки".
Во-первых, Нетаньяху обещал, что не будет строить новых еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан. Однако умолчал о проблеме "естественного роста" в уже существующих. А именно это строительство в последние месяцы стало основным объектом критики в адрес Израиля со стороны мирового сообщества. Полное прекращение "естественного роста" палестинцы называют главным условием для возобновления мирных переговоров. Во-вторых, не стоит забывать о том, что Нетаньяху продолжает считать Иерусалим "единой столицей Израиля". Не готов он уступить и по проблеме возвращения палестинских беженцев, покинувших израильскую территорию во время арабо-израильской войны 1948 года.
Теперь о реакции друзей еврейского государства на речь Нетаньяху. За последние недели сотни статей по всему миру были написаны о том, как перестали находить общий язык официальные Тель-Авив и Вашингтон. Какой в этих условиях могла быть реакция Белого дома на программную речь Нетаньяху? Только положительная. Иначе глубочайшего раскола в американо-израильских отношениях было бы не избежать, а плакаты с изображениями Обамы в арафатке тут же появились бы не на отдельных (что уже произошло), а практически на всех улицах израильских городов. "Президент приветствует важный шаг вперед в выступлении премьер-министра Нетаньяху", - заявил пресс-секреатрь Белого дома Роберт Гиббс. При этом он, правда, не упустил возможности добавить, что Обама по-прежнему привержен идее мирного сосуществования "еврейского государства Израиль и независимой Палестины". То есть Вашингтон продемонстрировал полный нейтралитет.
Впрочем, есть еще одна страна "квартета" международных посредников, которой в последнее время, похоже, удалось найти золотую середину в отношениях и с палестинцами, и с израильтянами. Речь идет о России. Ближневосточной политикой Москвы в целом сейчас довольны и в Рамалле, и в Тель-Авиве.
В российском МИДе не могли не обратить вимание на следующие слова Нетаньяху: "Давайте говорить, давайте заключим мир. Я готов встретиться со всеми в любое время". Очевидно, что наиболее подходящее для этого место - Москва, где в этом году должна состояться Московская конференция по Ближнему Востоку.