16.06.2009 05:00
Спорт

Антон Голоцуцков: Ради олимпийского "золота" я готов идти на жертвы

Ради олимпийского "золота" российский гимнаст готов идти на жертвы, риск и компромисс
Текст:  Анна Козина
Российская газета - Федеральный выпуск: №107 (4931)
Читать на сайте RG.RU

На этапе Кубка мира по спортивной гимнастике, который недавно прошел в Москве, Антон Голоцуцков удивил всех своим опорным прыжком - сальто вперед с поворотом и сальто назад.

За исполнение этого уникального, придуманного им элемента Антон уже получил первое место на турнире. А теперь ждет от Международной федерации гимнастики (ФИЖ) патент на свое "изобретение". Если ФИЖ примет положительное решение по заявке российского спортсмена, скоро в гимнастике появится "прыжок Голоцуцкова".

В общем, Антон медленно, но верно идет к заветной цели - золотой олимпийской медали. Ведь пока у него только две "бронзы".

Российская газета: Антон, после Олимпиады-2008 вы говорили о том, что вас засудили. Конкретно "задвигали" русских? Или вам просто не повезло со стартовым номером? Ведь оценки "придерживают" не только в гимнастике и не только российским спортсменам.

Антон Голоцуцков: В Пекине все сошлось: и с жеребьевкой не повезло, и предвзятое отношение чувствовалось. Оно всегда немножко чувствуется. Приходится отвечать за былые победы наших соотечественников. Но русские не сдаются. Так что мы продолжаем биться, работать, доказывать, что мы все равно одни из лучших.

Подачки мне не нужны

РГ: На судейство вы жаловались в основном журналистам. Больше свое недовольство никак не проявляли. А ведь были случаи - на других соревнованиях давали волю эмоциям, открыто протестовали.

Голоцуцков: Совсем недавно такая ситуация произошла на чемпионате Европы в Мадриде. За опорный прыжок мне сильно занизили оценку и вытащили испанца на третье место. Мы с ним набрали одинаковую сумму баллов. На "золото" я не претендовал. Француз обалденно прыгнул. Но я реально уступил только ему, хотя в итоге еле-еле удержался в тройке призеров. Получается, мне в открытую чуть ли не пинок под зад дали. Вот и отбили желание выходить на церемонию награждения. Я не пытался ничего доказать ни судьям, ни спортсменам. Я не старался кого-то обидеть или разозлить. Я просто выражал свое личное мнение. Тогда я хотел занять свое законное место, а не получить подачку. Кстати, потом испанский судья подошел к нашему тренеру и сказал: довольны, мол, что мы вас в тройке оставили? По мне так лучше последнее место, чем такие подачки. Меня подобное отношение не устраивает.

РГ: У вас на груди есть татуировка - тигр. Это отражение вашего характера?

Голоцуцков: Вообще у меня три татуировки. Тигр появился после Афин. Я Лев по знаку зодиака. Но львы более мягкие, так что по характеру я больше на тигра похож. Мне очень нравятся эти животные. Они красивые. С виду такие лапочки, но на самом деле опасные звери. На спине у меня тоже символичные тату - Ангел и Смерть с собакой. Это жизнь, в которой есть хорошее и плохое. Это человеческая натура, в которой присутствуют два начала. Просто нужно выбрать правильный путь. Нужно верить в Бога и никогда никому не делать зла. Даже если кто-то - от зависти или по другой причине - делает тебе гадости и устраивает подлянки. Нужно подумать, сделать выводы и просто не общаться с человеком. Хотя тяжело и обидно, когда такое происходит с друзьями.

РГ: Я сейчас вспомнила про ваши разборки - и личные, и через СМИ - с Максимом Девятовским. Вы его обвиняли в провале сборной в командных соревнованиях в Пекине. Чем закончилась та история?

Голоцуцков: Да, было дело. Но что было, то прошло. Мы с Максом полгода после Пекина не разговаривали. Только в январе начали общаться. Сейчас как дружили, так и дружим. У каждого бывают ошибки. Я сгоряча что-то наговорил, он ответил в том же духе. Такова жизнь. Все ругаются.

От риска ловим кайф

РГ: Из-за новых правил, которые ввели в этом сезоне, голову придется поломать...

Голоцуцков: Выступать действительно нелегко. Допустим, вольные упражнения, которые я делал в Пекине и которые делаю сейчас, просто нельзя сравнивать. Добавить одну-две десятые в сложности для высокой базовой оценки очень сложно. Приходится вставлять в программу рискованные элементы, которые не прощают ошибок. Можно убиться. Но это спорт, это наша работа. Хотя иногда, признаюсь, бывает страшно что-то делать.

РГ: Как перебарываете этот страх?

Голоцуцков: Ну прямо такого чувства страха нет. Это недопустимо. Страх съедает человека изнутри. Если ты пошел на элемент, то передумывать уже нельзя, нужно выполнять. Но есть переживания за себя, за свою жизнь. Когда тебе 18 лет, ты бесстрашный. Однако чем старше становишься, тем сложнее идти на риск. Нужно настроить себя и довериться Господу Богу. Ведь, если не будешь рисковать, не будешь выигрывать. А быть статистом - не мое, не мой характер.

РГ: Но ведь и травмы случались. В Афинах-2004 вы, например, палец на брусьях сломали, после чего забросили этот снаряд.

Голоцуцков: Ошибка, которая привела к травме, на всю жизнь в голове остается. Сложно снова делать это упражнение как ни в чем не бывало. Но я себя переборол. Потому что хочу выступать в многоборье, где у меня есть хорошие шансы быть в тройке сильнейших. Главное, чтобы хватило времени подтянуть все снаряды. Коня начинаю работать, хоть и кисти болят. На контрольных тренировках под 85 баллов с тремя падениями набираю. Нормальный результат. Думаю, к чемпионату мира я уже более или менее что-то соберу.

РГ: Вы, я смотрю, упертый!

Голоцуцков: Бьюсь до конца, как бы тяжело ни было. На предолимпийском чемпионате мира выступал со сломанной ногой, только бы команда в Пекин попала.

Но бывает и по-другому: лень на тренировку ехать и все тут. Это обратная сторона медали, которую никто не видит. Вот надо рано вставать и ехать на пробежку в 8 утра. Лежишь и думаешь: "Еще только пять минуточек полежу и встану". Характер у меня такой, что не люблю себе в чем-то отказывать. Приходится себя заставлять. Или другой пример - ссора с тренером. Не разговариваешь с ним целый день. А потом все равно понимаешь, что без него ты никто и звать тебя никак. Приходится идти на контакт. Опять же переступать через себя не хочу. Но я уже привык, с детства занимаюсь спортом. Но все равно иногда так хочется поехать домой к жене, к дочке. Взять коляску, пойти погулять по городу и не думать ни о чем. Но такое редко случается.

Человек семейный

РГ: Сильно скучаете по жене и дочке?

Голоцуцков: Конечно. Они живут в Северске. Я снимаю квартиру в Лобне рядом с нашей базой "Озеро Круглое". Но я договариваюсь со старшими тренерами. Катя с Настенькой прилетают. Мы проводим время вместе, они в зал приходят - "лялька" с мячиком играет. Я считаю, семья должна быть семьей, единым целым. А просто обозначать семью - лучше ее тогда вообще не заводить. Если Бог дал ребенка, нужно приложить все силы и возможности, чтобы быть рядом и воспитывать его. Это я понял, когда приехал со сборов и спросил у Насти: "Доча, где папа?" Она показала на мою фотографию.

РГ: Не жалеете, что так рано женились? Вам всего 23. Все-таки современная молодежь обзаводиться семьей не торопится.

Голоцуцков: Может быть, в Москве так. Но у нас в Сибири девчонки и ребята стараются пораньше завести семью. С одной стороны, может, глуповато. Нужно время, чтобы присмотреться, притереться друг к другу. Но если есть чувства, то чего ждать?!

За "золотом" Немова

РГ: Вы такой примерный семьянин. И спортсмен тоже образцово-показательный. Главный тренер сборной Андрей Родионенко так о вас сказал: "Самая значимая фамилия в современной российской спортивной гимнастике". Правда, добавил, что конкуренты у вас потихоньку подрастают...

Голоцуцков: В многоборье у нас появились хорошие молодые ребята. Но, честно говоря, не вижу, кто мне в моих снарядах наступает на пятки. Но расслабляться нельзя. К Олимпиаде, если работать, молодежь может сильно прибавить. Но и мы, "старики", которые две Олимпиады прошли, на месте не стоим.

РГ: Еще одна рецензия - на этот раз от легендарного тренера Леонида Аркаева. Он вас вторым Немовым называл.

Голоцуцков: Я слышал об этом только от журналистов. Если Леонид Яковлевич действительно так говорил, то мне очень приятно. Уважаю этого человека. Он мне многое дал. Я тренировался с ним. Можно сказать, любимчиком был. Мне многое прощалось. Но я оправдывал. Это не значит, что были поблажки. Работал как все, выкладывался полностью.

РГ: У Алексея Немова тоже были скандальные истории с судейством. Ему не позволили победить на трех Олимпиадах подряд. Но у него есть четыре золотые медали. Вы настроены покорить Лондон?

Голоцуцков: У каждого спортсмена есть мечта об олимпийской медали. Сейчас я двукратный бронзовый призер. До конца я не удовлетворен. До Лондона буду тренироваться 100 процентов. На эту Олимпиаду я настроен. Главное, чтобы здоровье было и чтобы семья поддерживала.

Гимнастика