С 1 июля провозить товары в Россию из Литвы, Польши, Германии и Эстонии будет проще, а таможенные процедуры станут занимать меньше времени. Все эти четыре страны будут в режиме реального времени предоставлять российским таможенникам предварительную информацию о своих грузах.
А в перспективе Россия сможет присоединиться к Конвенции об общем транзите, в который включены все 27 государств Евросоюза и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Об этом сообщили вчера помощник руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Мещеряков и глава отдела проектов экономического сотрудничества представительства Еврокомиссии в России Ханс ван Влит.
Все это, надеется Ханс ван Влит, поможет "пробить" многокилометровые заторы на границах России и европейских стран. А Мещеряков напомнил, что, по данным международных экспертов, только на упрощении формальных процедур операторы могут экономить от 5 до 15 процентов накладных расходов. Так что бизнес крайне заинтересован в подобных новациях.
Пилотный проект по обмену информацией между российскими таможенными службами и их коллегами из 9 европейских стран (Австрии, Бельгии, Чехии, Венгрии, Италии, Финляндии, Латвии, Словакии и Швеции) начал действовать еще в конце прошлого года, пояснил "РГ" Мещеряков. Теперь к нему подключаются еще четыре страны. Проект, напомнил г-н ван Влит, был запущен два года назад, когда на общих границах России с Финляндией, Эстонией и Латвией выстраивались длинные очереди грузовиков. Они растягивались на десятки километров, и для пересечения границы нужно было иногда ждать 5-6 дней.
Теперь вся работа выстроена так, что российский инспектор получает из электронной базы данных сведения о грузе, сверяет их и "забивает" в компьютер недостающую информацию для оформления внутреннего таможенного транзита. Для законопослушных предпринимателей вся процедура оформления значительно ускоряется. А у мошенников будет меньше шансов провезти товар, занизив его вес или подменив документы. Впрочем, проблема еще не решена окончательно, предостерегает чиновник Еврокомиссии. К тому же сейчас, из-за кризиса, грузопоток значительно снизился и "пробки" рассосались. Но кризис не вечен, товарооборот будет постепенно нарастать, и потому работу надо продолжать дальше: совершенствовать законодательство, отстраивать инфраструктуру, налаживать взаимодействие таможенников и пограничников.
Задел для этого, как оказалось, есть. Вчера российские таможенники и представители Еврокомиссии сообщили о завершении еще одного масштабного проекта, который позволит российской таможенной системе совместиться с системой ЕС и ЕАСТ. Техническая сторона дела о совместимости систем уже решена. Отечественные и зарубежные программисты создали прототип интеграционной платформы для европейской и российской таможенных систем. Это что-то вроде своеобразного шлюза, который соединит базы таможенников. Если товар, например, отправляется из Европы в Россию, данные заносятся в европейскую систему. Но благодаря совместимости вся информация свободно считывается и нашими таможенниками. И наоборот. Причем торговый оператор сможет оформлять таможенную декларацию, не выходя из офиса. А таможенники, обладая информацией, могут заранее ее анализировать и проводить проверки избирательно.
Правда, реально заработать такая платформа сможет только после того, как наша страна станет членом Конвенции об общем транзите. ФТС, рассказал Мещеряков, уже направила на согласование в ведомства проект поправок в Таможенный кодекс, где устраняются противоречия между нашим и европейским законодательствами. Разногласий, кстати, не так уж много. В ближайшее время в Брюсселе будет рассматриваться вопрос о присвоении нашей стране статуса неофициального наблюдателя в конвенции. А для того чтобы запустить процедуру вступления в качестве члена этой организации, надо принимать политическое решение и обращаться с соответствующей просьбой. Европейские чиновники дали понять, что откладывать в долгий ящик решение не стоит. Процесс надо продвигать, если мы хотим, чтобы Россия действительно стала привлекательной для транзита территорией, согласен Мещеряков. Это важно и для провоза грузов в Россию и из нашей страны.
Между тем не исключено, что к конвенции присоединится не только Россия, но наши партнеры по "таможенной тройке" - Белоруссия и Казахстан, говорит Мещеряков. Белорусские коллеги, пояснил он "РГ", уже прорабатывают этот вопрос, интерес проявляют и в Астане. А технические наработки европейских и российских программистов могут быть использованы при создании общей информационной платформы для таможенных систем Евр АзЭс, надеется начальник главного управления информационных технологий ФТС Алексей Шашаев. Такая работа, напоминает он, должна быть завершена к 2011 году. И, скорее всего, евразэсовскую платформу совместят с европейской.