17.06.2009 03:00
Власть

Сегодня Совет Федерации решит судьбу сделки с правосудием

Сегодня Совет Федерации решит судьбу сделки с правосудием
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №108 (4932)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня Совет Федерации должен решить, стоит ли давать "зеленый свет" так называемой сделке с правосудием. Если сенаторы скажут "да", в российской правовой системе появится совершенно новый институт. По данным "РГ", вероятность положительного решения высока.

Суть идеи в том, что длинный язык обвиняемого сможет реально укоротить ему срок. При условии, конечно, что человек расскажет всю правду. И ничего лишнего. Термин "закон о сделке с правосудием" юристы считают некорректным. Ведь речь идет о соглашении обвиняемого со следствием. Если стороны ударят по рукам, суд уже не сможет вынести приговор по всей строгости закона. Преступнику обязаны скостить не менее половины срока.

Сторонники идеи уверены, что сделки помогут бороться с организованной преступностью и раскрывать тяжкие преступления: убийства, разбои, изнасилования. Идея красивая, но не бесспорная. Может, поэтому у законопроекта и не получилось с первого раза пройти верхнюю палату.

Согласительная комиссия внесла в законопроект поправки, и он был опять принят Госдумой. Теперь у законопроекта о сделке вторая попытка в Совете Федерации.

Но уже можно сказать, что к исправленному документу в верхней палате совсем другое отношение. Вчера Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам поддержал новый вариант законопроекта и рекомендовал палате одобрить его. Противники новации опасаются, что признание опять, как и в тридцатые годы, станет вершиной доказательств. У следователя появляется соблазн: надавить на обвиняемого и получить нужные показания, склонив его к сделке. Раньше многие несчастные, попавшие без вины в жернова нашей правоохранительной машины, не выдерживали допросов с пристрастием и признавались. Но многие при этом надеялись на суд: мол, встану, расскажу, как добывали доказательства, и меня оправдают. Теперь такой надежды не будет: приговор будет выноситься без всяких прений.

Некоторые эксперты напоминают, что в российском Уголовно-процессуальном кодексе уже предусмотрен особый порядок принятия судебного решения, когда обвиняемый согласен с обвинением. В таком случае наказание будет не выше двух третей от максимального.

- Таким образом, уже сегодня имеется возможность значительно смягчить наказание или даже освободить от него того, кто деятельно раскаялся и активно помогал следствию раскрыть тяжкое групповое преступление, - считает известный адвокат Анатолий Кучерена. - Так что же добавляет "сделка с правосудием"? Наверное, только возможность для обвиняемого "выторговывать" для себя те или иные "привилегии". Но это имеет мало общего с тем, что понимается под правом.

Коренное же отличие особого порядка от сделки в том, что сейчас человек соглашается на упрощенное правосудие, когда следствие уже закончено. Все доказательства собраны, обвиняемый видит дело и трезво оценивает шансы. Если он считает, что бороться (запираться) в процессе смысла нет, то просит судить в особом порядке. Институт же сделки со следствием предлагает начать договариваться о приговоре гораздо раньше, когда у следствия может и никаких доказательств еще нет. При таком раскладе велик риск, что какая-то сторона попытается обмануть другую. Одни эксперты опасаются, что обманщиками будут прокуроры, подводящие под договорную статью невинных. Другие боятся, что матерые преступники с помощью сделок будут уходить от справедливого наказания.

Компетентно

Анатолий Лысков, председатель комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам:

- Сам термин, который запущен в общество, - сделка с правосудием - не совсем правильный. Сделки с правосудием как таковой нет. По определению не может быть сделки с судебной властью. Речь идет о введении нового института в уголовно-процессуальное законодательство: заключение досудебного соглашения о сотрудничестве.

Те поправки, которые мы внесли, были связаны с тем, что отсутствовала правовая определенность: как поступать с человеком, виновным в преступлении, за которое может быть наказание в виде смертной казни или пожизненное заключение? Наша поправка заключается в следующем: если лицо совершило тяжкое преступление, за которое предусмотрено три альтернативных наказания - смертная казнь, пожизненное лишение свободы или срок до 20 лет, - в этом случае поощрительная норма будет исчисляться от 20 лет. И срок должен составлять не половину, как в отношении всех других, а две трети от предусмотренного наказания.

Второй момент - в прежней редакции предлагалось считать ложные показания после заключения сделки отягчающими обстоятельствами. Мы эту норму исключили, отягчающие обстоятельства - это все те, которые сопутствуют в совершении преступления. А здесь речь идет о поведении на следствии. Если будет установлен факт лжи, наказание определяется в общем порядке.

Госуправление Совет Федерации