17.06.2009 04:00
Культура

Внуки Чарли Чаплина создают свою версию "нового цирка"

Внуки великого Чарли создают свою версию "нового цирка"
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №108 (4932)
Читать на сайте RG.RU

Быть может, только в цирке так радостно, талантливо и естественно, из поколения в поколение можно передавать не только имя, но и дело своего великого предка. Так поступают Чаплины.

На Чеховском фестивале начался показ спектаклей Джеймса и Аурелии Тьере. Каждый из них в отличие от родителей основал собственную компанию. У Джеймса - "Компания майского жука", у Аурелии - "Маленькие часы".

Младшая дочь Чарли Чаплина Виктория, связав свою судьбу с Жаном-Батистом Тьере, создала цирк, полный грации, любви и печали. Но самое главное - она сохранила сама и передала своим детям важнейшее чаплинское свойство - сострадание и любовь к человеку. Эту родовую черту легко обнаружить в каждом спектакле, который играет на Чеховском фестивале знаменитая семья.

Она буквально пламенеет в спектакле "Невидимый цирк", который играют Виктория и Жан-Батист (о нем "РГ" писала 4 июня). Невидимый цирк - мгновение внезапной остановки, тишины, когда из пустоты, из ничего творится чудо, и мы замираем от оглушительного счастья. Явление, которое они представляют, называемое "новым цирком" и огромным эшелоном высаженное этим летом в Москву, является кентавром - соединением театра, цирка, танца и чего-то еще. В отличие от нормального цирка он полон персонажей, темных и волнующих смыслов, он творится по законам театра как цельное высказывание. Но он порывает с драмой и утверждает более древнюю связь театра с поэзией.

Спектакль Джеймса Тьере "До свидания, зонтик" - это история маленьких людей и большого, порой жестокого к ним мира. Она намного суше, чем "Невидимый цирк", ее дробная мозаика вот-вот грозит рассыпаться на отдельные эпизоды. Но каждый раз каким-то чудом единый поток восстанавливается. Ведь несмотря на виртуозное мастерство акробатов и гимнастов - все они прежде всего актеры, танцовщики, магические покорители пространства. Когда легким движением тела они превращаются то в цаплю, то в диковинный механизм, ясно видишь, что мир един, и в нем все связано со всем.

Когда же Джеймс Тьере, больше всех остальных похожий на своего деда, под музыку тапера с виртуозной скоростью кружится вокруг барышни, перед нами воскресает весь чаплиновский мир, а "новый цирк" превращается в старый кинематограф.

В финале же из канатов и кулис они создают образ старого шапито, чтобы восстановить цепь поколений и напомнить, что все они, начиная с Чаплина-главного, - всего лишь вечные цирковые бродяги, которые просто умеют делать людей лучше. Но по этому представлению хорошо видно и то, какие опасности поджидают "новый цирк". Утеряв магическое чувство целого, каким в полной мере владеют Виктория и Жан-Батист, это прелестное искусство легко может распасться на поток концертно-цирковых номеров и стать уже не новым, но самым обыкновенным цирком, только без медведей.

Одновременно с Джеймсом и его "Компанией майского жука" компания его сестры Аурелии "Маленькие часы" показывает "Ораторию Аурелии". Его сочинила и поставила для дочери Виктория Чаплин. Оба представления продлятся до 30 июня на сцене Малого и Пушкинского театров соответственно. 26 июня нас ждет первая встреча с еще одним знаменитым и уже любимым в Москве "новым цирком" - "Цирком Элуаз" (Канада) и его создателем Даниэлем Финци Паска: "Туман" создан совместно с Театро Сунил (Швейцария). А вслед за ними, 27 июня, стартуют "Руки, ноги и голова тоже". Таково название французского цирка Матюрена Болза, который покажет виртуозную цирковую пьесу для четырех акробатов "Тангенс".

Театр