17.06.2009 03:00
Культура

Михаил Елизаров: Жизнь - это бег с опасностями

Сегодня молодежь отдыхает не в клубе,а в коллекторе
Текст:  Адиля Зарипова
Российская газета - Федеральный выпуск: №108 (4932)
Читать на сайте RG.RU

Увлечения современной молодежи все больше походят на видеоигру.

Любители головоломок выбирают "Дозор" - ночную игру, цель которой разгадать загадку и найти секретный код в заброшенном здании или коллекторе. Жаждущие скорости идут в уличные гонщики - стритрейсеры, им больше по душе "гоночки" по ночным автострадам. А кому-то нравятся полеты с крыш многоэтажных домов и опор высоковольтки, известные как паркур и бейсджампинг - бытовой парашютизм. О том, что толкает молодых на часто бессмысленный риск, наш разговор с писателем, обладателем премии "Русский Букер-2008" Михаилом Елизаровым.

Российская газета: Михаил Юрьевич, вам знакомы эти чувства - жажда адреналина, желание рисковать?

Михаил Елизаров: Сам себя я рисковым человеком не считаю, наоборот, думаю, что я достаточно прагматичный, серьезный и спокойный человек. Впрочем, оценивая мои некоторые поступки в детстве, я могу отнести их к разряду экстремальных. Однажды я потерял ключ от квартиры и полез по винограднику на четвертый этаж, прямо до нашего балкона. Или вспоминаю, как на стройке мы перебегали с крыши одной недостроенной высотки на другую крышу по перекинутым доскам. Это были просто глупые безответственные поступки. До определенного возраста возможность собственной смерти еще не осмысливается - что-то в переводе Маршака "мальчику жизни не жалко, гибель ему нипочем". Наибольший риск, который я позволял себе в зрелом возрасте, - это менять страны. Не имея связей, друзей, бросать все и переезжать. В некотором смысле - тоже экстремальное развлечение. Кто хоть раз решался на такое, меня поймет.

РГ: Экстремальный спорт - занятие, очень популярное в наши дни. Но одно дело, когда человек тренируется и под руководством инструктора переходит с одного уровня сложности на другой. Иное, когда бешеные гонки по Кутузовскому или прогулки по крыше высотки - это просто способ размять ноги после офиса или лекций. Что движет искателями приключений?

Елизаров: Мне кажется, что основной мотив - борьба со скукой. Можно ведь допустить некую прозорливость в этих молодых людях. Вдруг они все про эту жизнь поняли - что не будет ничего хорошего. Нынешний мир выкроен по довольно заунывным лекалам. Общество навязывает молодым людям буржуазный стереотип жизни, манит фетишем бессмысленного успеха из телевизора. Унылая культура, двуличная мораль. Страна желает быть травоядной и предлагает такие травоядные развлечения - Дом 2 или Евровидение. Еще не начав жить, большинство молодежи - лузеры. По праву происхождения. Еще не начав играть, они уже проиграли - всю свою жизнь они положат на зарабатывание денег, на выплачивание ипотеки. До конца своих дней они обречены видеть одни и те же рожи в сериалах, в ток-шоу и на политической сцене. Перемен не предвидится. Желание и приятие риска - одно из свойств юности, как и пассионарность. С возрастом жажда бессмысленного риска, как правило, отпускает. Искренне жаль, что пассионарность растрачивается, в сущности, на опасные пустяки, но ведь все лучше, чем криминал. Запрещать экстремальные развлечения бессмысленно, гораздо разумнее взять их под контроль и воспринимать как альтернативные виды спорта. Либо производить адреналин на государственном уровне - создавать свои проекты, где есть место благородному мужеству и риску.

РГ: Получится ли? Ведь эти увлечения, по сути, протест против контроля.

Елизаров: Значит, контроль не должен быть навязчивым. И опять-таки мне не думается, что в данном контексте заложен какой-то бунт или протест. Все это совершается ради собственного развлечения, как правило, все подобные мероприятия снимаются на камеру, а потом выкладываются в Интернете. Это один из способов прославиться. Пример тому - известное шоу на МТV Jack Ass - ребята дурачились на роликах, велосипедах, прыгали с трамплинов и так далее, в короткое время все они стали звездами, обзавелись собственными шоу, а их вдохновитель даже снялся во второстепенной роли в Man in Black 2. Протестовали нацболы, но этот вид "спорта" реально чреват тюрьмой. У экстремальщиков нет особой идеологии - разве что до предела скрытое желание побыстрее самоуничтожиться у одной группы, прославиться - у второй, обрести клан - у третьей.

РГ: Кстати, некоторые искатели приключений играют в приключения не ради риска, а ради... грязи. Ради того, чтобы снять галстук, белую рубашку, залезть в коллектор, изваляться в грязи и избавиться от стресса.

Елизаров: По-моему, у тех, кто, желая отдохнуть, лезет в грязь, что-то не так с головой и душой. В любом случае у граждан в этом плане выбор велик. Грязь разнопланова, и ее вариации можно обнаружить везде. Ищущий грязь, легко ее найдет.

РГ: Кстати, практически во всех играх неизбежно нарушение закона. Суть не в том, чтобы просто прыгнуть с высотного здания, - прыгнуть стоит с того, куда запрещен вход, бегая, ползая, откупаясь от охраны и милиции. Из первых рук знаю, что один такой прыжок обойдется в лучшем случае в 6-7 тысяч рублей. Что это - риск как протест против закона?

Елизаров: Закон давно воспринимается как нечто негативное, такая государственная дверь на замке, укрывающая что-то настоящее, истинное. К чему я веду: от ощущения тотальной несправедливости общества происходит неприятие законов этого общества. Хочется выйти за границы несправедливости и хотя бы посмотреть, что там находится. Это протест не столько против буквы закона, сколько против тех, кто эту букву написал. Элитный Вор - запрещает воровать. Элитный Развратник запрещает развратничать. Элитный Наркоман судит меня за кокаин. Так дискредитируется Закон.

Есть и еще один момент: обыденное сознание людей не различает природу закона. Для них одно и то же - законы государства и законы природы. Камень падает на землю. За убийство сажают в тюрьму. В основе отрицания законности правовой есть извечное человеческое желание преодолевать запреты. К примеру преодоление тяготения - это полет.

РГ: А может, мода на риск - это еще и проявление зависти к миру кино, богатому на загадки и приключения, где главному герою закон не писан?

Елизаров: Увлечение виртуальным миром привело к тому, что у молодого поколения восприятие жизни стало анимационным, игрушечным. Жизнь - это бег с опасностями. Такое энергичное состояние, где все динамично, ярко и, главное, понарошку. Герой игры в какой-то степени - бессмертен. Новое поколение по сути нерелигиозно. Но желание бессмертия - так или иначе одно из свойств человеческой натуры. Желание бессмысленного риска - это симптом предельно инфантильного сознания. Но другого и быть не может - этот "детский" образ мышления навязан извне.

Литература