На открытие пятого по счету Российского объекта по уничтожению химического оружия прибыли представители из 14 стран мира. По оценкам наблюдателей, строительство в Щучье является ярчайшим примером международного сотрудничества в сфере разоружения. Первый пусковой комплекс сдан в эксплуатацию с полугодовым опережением срока.
Равнение на флаги
На плацу перед контрольно-пропускным пунктом оживленное многоголосье не перекрывает даже военный оркестр. На ветру трепещут флаги государств - участников строительства: России, США, Канады, Великобритании, Италии, Швейцарии, Чехии, Норвегии, Новой Зеландии, Франции, Нидерландов, Ирландии, Бельгии, Швеции и Финляндии. Многие из иностранных наблюдателей не впервые в Щучье. Кто-то участвовал в закладке первого камня, когда на много километров вокруг было только чистое поле да гулял ветер. Судя по одобрительным возгласам зарубежных партнеров, увиденное впечатляет. В сердце сельскохозяйственного Щучанского района вырос промышленный гигант с полностью автоматизированными, высокотехнологичными цехами. В новеньких отделанных металлочерепицей заводских корпусах размещены поточные линии расснаряжения и утилизации боеприпасов и свой центр управления, мало чем отличающийся от центра управления космическими полетами.
Двух- и трехэтажные здания имеют мирный ухоженный вид. Если бы не защищенный периметр и целые мириады инженерных коммуникаций, подведенных к объекту, могло создаться впечатление пребывания в пионерском лагере или жилом городке образцовой войсковой части. На специфичность производства указывают только противогазы, которые в обязательном порядке выдаются всем гостям. Когда министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко накидывает ремень этого необходимого атрибута не на то плечо, его вежливо поправляют. По военным правилам, противогаз должен находиться слева, чтобы его было сподручнее вынимать.
Открывая церемонию пуска завода, Виктор Христенко высоко оценил работу военных специалистов и инженеров, тепло поблагодарил руководство государств - участников проекта и заверил, что Россия выполнит взятые на себя обязательства по уничтожению химического оружия в установленные сроки.
- К концу этого года мы должны уничтожить 45 процентов имеющегося в стране арсенала химического вооружения, - заявил Виктор Христенко. - Это самый активный год выполнения программы. В 2003 году по условиям первого этапа мы уничтожили 1 процент отравляющих боевых веществ, в 2007 году выполнили обязательства по уничтожению 20 процентов. Сегодня подошли к завершению третьего этапа - сейчас уже уничтожено 36,6 процента арсенала. И какие бы сомнения из-за осложнившейся экономической ситуации ни возникали, свои обязательства выполним. Негативные процессы в мировой экономике сыграли и позитивную роль - в плане удешевления строительства объекта Щучье.
Забытый арсенал
О том, что в Щучье со времен последней войны хранится арсенал боеприпасов с химической начинкой, многие жители Зауралья узнали лишь после того, как было принято решение о строительстве завода по его утилизации. Между тем на долю Щучанского района приходится 13,6 процента всего российского запаса химического оружия - более полутора миллионов ракетно-артиллерийских боеприпасов, содержащих 5457 тонн фосфороорганических отравляющих веществ (зарин, зоман и Vx). По словам директора департамента реализации конвенционных обязательств Минпромторга России Виктора Холстова, пуску объекта в Щучье придается особое значение. Поскольку именно он вместе с пущенным в сентябре прошлого года объектом "Леонидовка" в Пензенской области будет иметь максимальную производительность и загрузку на четвертом этапе химического разоружения.
Как пояснил начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин, за время пусконаладочных работ на объекте уже уничтожили более 72 тысяч снарядов. Сегодня производство вышло на проектную мощность, и до конца года планируется утилизировать не менее 800 тонн отравляющих веществ.
Свою важную роль в выполнении третьего этапа внесут объекты "Леонидовка", "Марадыковский" и завершивший свою работу завод в Камбрке Удмуртской Республики. Таким образом, до конца года Россия избавится от более чем пяти тысячи тонн боевых отравляющих веществ и достигнет необходимого для выполнения третьего этапа программы показателя в 18 тысяч тонн.
- У нас есть резервы для увеличения производительности, не нарушая технологического процесса и норм безопасности, - сообщил Валерий Капашин. - Сейчас такие предложения рассматриваем по готовящемуся к пуску объекту "Кизнер" в Удмуртии. В нем будут применены технические и проектные решения, наработанные в Щучье. Это позволит значительно сократить сроки пусконаладочных работ.
Процесс уничтожения боеприпасов гостям показывают на экранах мониторов в операционном зале. В производственном корпусе 1А, где работают автоматические поточные линии, разрешено находиться только соответствующе экипированной дежурной смене операторов-наблюдателей. Их задача - контролировать работу автоматики на месте. Увиденное на мерцающих экранах очень напоминает научно-фантастический фильм: цех работает без участия людей. По прибытии на завод контейнеры с боеприпасами проверяются на герметичность специальными датчиками-анализаторами, затем снаряды поступают на конвейер, где избавляются от опасного содержимого, проводится детоксикация, а затем в печь и под пресс. Своими глазами можно увидеть только то, что от них осталось. По конвейеру болванки выбрасываются на специальную площадку, откуда их подъемником-магнитом грузят в подходящие фуры.
Сами отравляющие вещества уничтожаются в печах-реакторах, а полученная реакционная масса смешивается с битумом. Битумно-солевая смесь с низким классом опасности, присущим минеральным удобрениям, помещается в металлические контейнеры, которые поступают в специальный бункер. Сегодня изучается возможность ее использования в народном хозяйстве - при строительстве дорог и взлетных полос.
Опасное промедление
На брифинге для журналистов генеральный директор Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) Рохелио Пфиртер выразил России признательность за твердое намерение выполнить программу химического разоружения в установленные сроки. Конгресс США высказывал опасения, что из-за непростой экономической ситуации сроки пуска объекта в Щучье будут перенесены.
Однако, как выяснилось, с этим не все гладко у самих инициаторов химического разоружения. По словам стоявшего у истоков международной конвенции сенатора от штата Индиана Ричарда Лугара, в Соединенных Штатах есть два объекта, на которых могут возникнуть проблемы со своевременным выполнением обязательств.
- Однако мы намерены сделать все, что от нас зависит, чтобы решить эти проблемы, добиться от конгресса дополнительных средств для того, чтобы уложиться в конвенционные сроки! - заверил журналистов Лугар.
К сожалению, это не единственный подводный камень в движении химического разоружения. Успех конвенции о запрещении химического оружия зависит от того, все ли государства к ней примкнут. Между тем, по данным Организации по запрещению химического оружия, всего семь стран - участниц ООН до сих пор ее не поддержали. Переговорный процесс с ними продолжается. Необходимо, чтобы весь мир понял, что в военном отношении химические боеприпасы сегодня серьезного значения не имеют - важно, чтобы они не попали в руки экстремистских организаций.
Справка "РГ"
Проектная стоимость объекта по уничтожению химического оружия - 19 миллиардов рублей. Затраты России составили 56 процентов, США - 36 процентов, остальных стран-доноров - восемь процентов. С 1998 года, когда было принято решение о строительстве объекта по уничтожению химического оружия в Щучье, в рамках социальной составляющей программы разоружения область израсходовала один миллиард 356 миллионов рублей на развитие социальной инфраструктуры. В этом году на эти цели из федерального бюджета дополнительно выделен еще 431 миллион рублей. Строительство объектов социальной сферы началось за три года до начала строительства объекта УХО.