18.06.2009 07:00
Общество

Полтора миллиона российских детей оказались в полной культурной изоляции

Полтора миллиона наших детей лишены возможности читать книги
Текст:  Наталья Лебедева
Российская газета - Федеральный выпуск: №109 (4933)
Читать на сайте RG.RU

Разбираться в проблемах детей группы риска - сложное и неблагодарное дело. Но оставив их без внимания, мы рискуем в будущем получить гораздо более серьезные проблемы. Этим непростым вопросом всерьез озаботился Общественный совет по детской культуре при Министерстве культуры России, первое заседание которого прошло вчера в Москве.

Тему для первого заседания члены совета выбрали острую: как обеспечить нормальное культурное и нравственное развитие детей, воспитывающихся в многочисленных специализированных учреждениях - детских домах, колониях для несовершеннолетних, интернатах для детей с задержкой психического развития.

У нас вообще в стране с детской культурой большая проблема, но в отличие от детей, живущих в семьях, у которых есть хоть какая-нибудь домашняя библиотека, возможность сходить в музей или театр, телевизор, наконец, дети, растущие в казенных домах, всего этого лишены.

- Мы все ощущаем потребность в детской культуре, оставшейся, к сожалению, после развала Советского Союза без внимания государства, - говорит министр культуры Александр Авдеев. - Сократилось число книг, издаваемых для детей, не снимаются фильмы, все меньше хороших мультфильмов. С большим трудом добились появления первого детского канала, да и то, это не полноценный канал, а всего лишь набор отдельных программ.

Министр отметил особую важность государственной политики в воспитании детей и подтвердил готовность министерства культуры активно подключиться к этому процессу.

Председатель Российского дет-ского фонда Альберт Лиханов был более категоричен в своих оценках и прямо заявил: "С детством у нас происходит самая настоящая катастрофа. Если в 1992 году у нас было 40 миллионов детей, сейчас - всего 27 миллионов".

Среди этих детей 750 тысяч - дети-сироты, живущие в детских домах и приютах. Еще 700 тысяч - дети-инвалиды. Большая их часть воспитывается не в семьях, а в специализированных медицинских учреждениях. Часто эти дети неизлечимы и из инвалидного детства сразу попадают в инвалидную взрослую жизнь.

Более 160 тысяч ребятишек признаны умственно отсталыми и отправлены на воспитание в специальные интернаты для детей с задержкой психического развития. За 9 лет обучения в таком учреждении ребенок проходит максимум 4 класса обычной школы. В советское время таких детей после интерната отправляли учиться в ПТУ, где они приобретали профессию рабочего. Сегодня эта ниша занята гастарбайтерами, и у этих детей только один путь - на дно.

- Финансирование большинства этих учреждений зависит от региональных, в лучшем случае от областных бюджетов, - объясняет Альберт Лиханов. - Естественно, денег не хватает. Но даже там, где финансирование идет из государственного бюджета и выделяется достаточное количество средств, статьи расходов на новые книги, музыку, театры, музеи просто нет. Эти дети оказываются в полной культурной изоляции.

По словам Лиханова, государство в целом заботится о здоровье детей. Например, центры для детей, больных туберкулезом, имеют все необходимые медикаменты. Но возникает другая проблема - туда поступают дети в основном из бедных семей. Что им могут дать с собой родители - одни носочки, одни штанишки, одну майку. Они быстро приходят в негодность, застирываются до дыр. А на новую одежду у медицинского учреждения денег нет, это не предусмотрено бюджетом. Где уж тут задумываться о культуре, книгах.

Эти цифры так поразили министра культуры, что он сразу же предложил что-нибудь сделать. Он, правда, отметил, что разовыми акциями и даже периодической благотворительной помощью ситуацию не исправить.

- Здесь должен быть системный государственный подход, - заключил Авдеев.

- Безусловно, - поддержал его Альберт Лиханов. - В США, например, давно действуют государственные программы по поддержке детства. Там даже есть специальный государственный заказ на книги для детей, больных раком. Это должны быть особые книги, которые бы одновременно поддерживали и помогали по сути обреченному ребенку.

Все участники совета были готовы откликнуться и начать что-то делать, но для этого помимо доброй воли и желания нужны большие деньги, причем выделяемые государством. Поэтому пока договорились лишь о том, чтобы составить список возможных мероприятий и рекомендаций и разослать его с сопроводительным письмом министра культуры всем губернаторам. Вдруг они обратят внимание. Также готовится коллективное обращение совета к руководству страны, хотя скорее это похоже не на обращение, а на крик отчаяния.

Семья и дети