18.06.2009 07:00
Экономика

Основные новинки "Ле Бурже-2009" не поднимутся в воздух

Летная программа "Ле Бурже-2009" скромная, основные новинки стоят на земле
Текст:  Сергей Птичкин (Париж)
Российская газета - Столичный выпуск: №109 (4933)
Читать на сайте RG.RU
В Ле Бурже продолжается авиасалон. Фото: Сергей Птичкин

Отличительной чертой 48-го международного аэрокосмического салона стал символический показ авиатехники в воздухе. Зато в шале и на выставочных площадках работа кипит.

В былые годы полеты начинались в полдень. И до вечера над Ле Бурже стоял оглушительный рев авиационных моторов. На этот раз организаторы решили сократить полеты, чтобы не мешать вести переговоры. Надо сказать, что профессиональные участники салона такому решению оказались очень рады. Более того, организаторы Московского салона "МАКС-2009", который состоится в августе, заявили, что и в Жуковском в первые три дня полеты будут ограничены. Все-таки переговоры требуют тишины. Зато в публичные дни во всей красе нач нется яркое авиашоу. И в Ле Бурже, начиная с пятницы, в небо будут подниматься десятки самолетов от самых древних до самых современных.

Тем не менее и на земле в Ле Бурже посмотреть есть на что. Нельзя сказать, что выставлены потрясающие новинки, но интересных много. Американская фирма TRACTOR, специализирующаяся на разработке и продаже сельскохозяйственной техники, взяла и переделала типичный кукурузник в штурмовик. В США у фермеров есть любимый самолет, который часто показывают в голливудских фильмах. Это тихоходный летательный аппарат, предназначенный в первую очередь для опыления полей. Он не блещет аэродинамическими формами и имеет огромную угловатую кабину.

Так вот, фирма TRACTOR сделала кабину бронированной, установила на самолет две скорострельные трехствольные пушки, подвесила две бомбы и выставила на продажу. Около летающего "трактора" постоянно толпятся зеваки, гадая о том, кому это боевое чудо-юдо может понадобиться. Видимо, предполагается опылять вредителей полей сначала дустом, а уцелевших бомбить.

Израильтяне взяли самолет бизнес-класса "Гольфстрим" и переделали его в летающий разведчик. Вместо изящного авиалайнера получился пузато-горбатый монстр, зато обладающий, как уверяют его создатели, прекрасными техническими характеристиками.

Европейская корпорация EADS создала очень эффектный беспилотный аппарат для военной разведки и гражданского мониторинга "Таларион", который также не обделен вниманием. Немецкие специалисты, проектировавшие эту машину, утверждают, что он может превзойти почти по всем показателям американский аналог, именуемый "глобальным соколом".

Российские участники салона "Ле Бурже-2009" ведут не только активную маркетинговую работу, но и договариваются о совместных проектах. Как сказал руководитель делегации "Рособоронэкспорт" Александр Михеев, даже в военной сфере мы все чаще выступаем не как продавцы, а как партнеры по совместным разработкам. Это свидетельствует о том, что наша промышленность не столь уж и отстала от мирового уровня.

Проблема существует в сертификации. На западные рынки очень трудно пробиться с продуктами, не сертифицированными по их стандартам или изготовленными на несертифицированных производствах.

Яркий пример тому - амфибия Бе-200. Как сказал президент корпорации "Иркут", где собрана первая партия этих машин, Олег Демченко, Бе-200, эксплуатируемые МЧС, очень охотно приглашают для тушения лесных пожаров в Европе. А когда дело сделано, начинаются проблемы с возвращением машины домой - с пролетом амфибии над той же Европой. Самолет не сертифицирован, поэтому якобы полеты его опасны и боязливые европейцы опасаются, как бы он не упал. В то же время, по словам Демченко, попытки сертифицировать Бе-200 по мировым стандартам все время натыкаются на какие-то бюрократические препятствия.

Тем не менее авиационная и ракетная техника у нас классная, и желающих ее эксплуатировать и даже совместно выпускать в мире достаточно. К примеру, на салоне в Ле Бурже нет отбоя от представителей крупнейших авиастроительных фирм, просто рвущихся участвовать в разработке перспективного российского авиалайнера МС-21. Шале корпорации "Иркут", занимающейся проектированием этого самолета, буквально перегревается от идущих часами переговоров с потенциальными партнерами.

Роскосмос заключил и планирует еще подписать ряд контрактов именно о совместных работах в освоении космического пространства. Красноярское предприятие "Информационные спутниковые системы" подписало соглашение о стратегическом партнерстве с ведущим европейским концерном Thales Alenia Spase. В Красноярске будут выпускать новейшие платформы "Экспресс-4000", на которые европейцы смогут устанавливать практически любое научное или телекоммуникационное оборудование. Аналогичных по параметру цена-качество платформ в мире просто нет.

На "Ле Бурже-2009" присутствует небольшая, но интересная компания "Космостранс". Она создана для использования в мирных целях боевых ракет-носителей SS-18, известных еще под именем "Сатана". По общему признанию, лучших баллистических ракет в мире не было, нет и, скорее всего, не будет. Отслужив военную службу, эти гиганты станут запускать в космос аппараты мирного назначения. Уже произведено десять пусков. На околоземные орбиты бывшей стратегической ракетой выведены американские, британские, итальянские, немецкие и даже таиландские спутники. Программа пусков расписана вплоть до 2010 года. Интересно, что "Космостранс" открыл новый космодром в Оренбургской области. Оттуда уже произведен первый пуск.

Американцы активно рекламируют пуски российских носителей "Протон". В следующем году начнется эксплуатация нового поколения ракет-носителей "Ангара", макеты которой представлены на салоне. И Россия опять окажется впереди планеты всей не только в области балета.

Мы не привезли в Ле Бурже натурные образцы авиатехники, кроме "Сухого Суперджета 100". Зато показываем прекрасные технологии и предлагаем к совместной реализации уникальные конструкторские идеи. А это дорогого стоит.

Авиатранспорт