19.06.2009 03:00
Культура

В Кремль приезжает выставка "Вольный имперский город Аугсбург. Столетия величия"

Немецкий город Аугсбург - с визитом в Москве
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №111 (4935)
Читать на сайте RG.RU

Их встреча - города Аугсбурга и Московского Кремля - была предопределена. И не только тем, что ее поддержали главы двух государств - канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Дмитрий Медведев. Просто в музеях Московского Кремля находится самая крупная в мире коллекция работ легендарных златокузнецов Аугсбурга - около 500 произведений.

В прошлом году московская коллекция приезжала в Аугсбург. Город не спал - буквально. Музей Максимилиана работал днем и ночью, экскурсии круглосуточно проводили на шести языках. Билеты на выставку были раскуплены за два месяца до ее открытия. Сейчас город Аугсбург наносит ответный визит Москве. Его принимают в сердце Кремля - в одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы. Выставка "Вольный имперский город Аугсбург. Столетия величия" - и вправду визит на самом высшем уровне.

Вольный и имперский - эти два слова определяли не только статус, но и дух города. Мало того, что здесь в XVI веке на заседаниях рейхстага выбирался император Священной Римской империи. Коммерсанты и патриции Аугсбурга были настолько влиятельны, что могли сыграть не последнюю роль во время этих выборов. По крайней мере, в 1518 году банкиры Якоб Фуггер по прозвищу "Богач" и Бартоломеус Вельзер профинансировали избирательную компанию в пользу императора Карла V. Дедушка Карла V император Максимилиан I был другом и ровесником Якоба Фуггера. И Фуггер не мог отказать другу в судьбоносный момент: он и Вельзер одолжили Максимилиану почти один миллион гульденов (фантастическая сумма по тем временам!) для покупки голосов курфюрстов.

Неизвестно, пожалели ли они об этой услуге двенадцать лет спустя, когда в 1530 году на очередном рейхстаге Карлу было изложено новое протестантское учение. Богословие Мартина Лютера даже получило название аугсбургского вероисповедания. Католик Карл V категорически отверг его. Город Аугсбург наряду с Гамбургом и Нюрнбергом принял. Попытка установить религиозный мир закончилась войной: император в 1547 году начал военные действия в пользу католиков и одержал победу. Разумеется, временную. Только благодаря Фуггерам протестантский Аугсбург тогда не был разорен.

Аугсбург был имперским городом не только потому, что торговал со всем миром. Его мастера учились в Нидерландах и Италии. Для украшения города был приглашен самый известный скульптор в Европе XVI века Адриан де Врис. Создавать фонтаны Аугсбурга он приехал уже после того, как прославился работами в Праге для императорского дома Габсбургов. Фонтаны "Меркурий" и "Геркулес" в Аугсбурге - одни из самых утонченных его произведений. На выставке в Кремле можно увидеть бронзовые рельефы его работы, в том числе "Основание Аугсбурга римлянами", и несколько скульптур.

Но не только приглашенные художники, но и собственные мастера Аугсбурга славились по всей Европе. В экспозиции можно увидеть декоративную пластину из серебра, украшенную выемчатой эмалью. Сделана она в 1607 году Давидом Альтенштеттером, придворным златокузнецом императора Рудольфа II. В мире всего 7 работ подобного рода, 4 из них - этого мастера. Секрет светоносной неосыпающейся эмали Альтенштеттер унес с собой. Так же, как и технологию огневого золочения, которое он придумал для бронзовых рельефов фонтана "Геркулес".

Арт