В четверг в Брюсселе начал работу двухдневный саммит ЕС. Главам государств Европейского союза предстоит решить две главных проблемы: продвинуть вперед процесс ратификации Лиссабонского договора и ужесточить нормы финансового регулирования внутри Евросоюза.
Еще один важный пункт, стоящий на повестке дня саммита, - утверждение нового председателя Еврокомиссии на ближайшие пять лет. По оценкам местных аналитиков, этот вопрос не должен вызвать серьезных трудностей у европейских лидеров. Впрочем, большинство из аналитиков все же предпочитают не забегать вперед.
Переизбрание Жозе Мануэла Баррозу на второй срок представляется наиболее простой задачей саммита. Ведь каких-либо серьезных оппонентов у Баррозу нет, он пользуется поддержкой у множества политических лидеров разной направленности. Большинство еврочиновников сходятся во мнении, что Баррозу - это прежде всего стабильность, в то время как других равнозначных кандидатов представлено не было.
Несколько критически к переизбранию Баррозу подошли лидеры Франции и Германии, выдвинувшие в качестве условия оказания своей поддержки желание ознакомиться с политической программой "нового старого" главы Еврокомиссии на ближайшие пять лет. В ходе саммита Баррозу представит в общих чертах свои планы на пятилетку, и в случае ее одобрения данная программа будет официально озвучена на первом заседании Европарламента, которое состоится 15 июля. Ведь именно евродепутаты должны будут окончательно утвердить кандидатуру председателя Еврокомиссии.
На фоне в целом довольно благожелательного настроя к Баррозу европейской политической элиты абсолютно неожиданными оказались опубликованные накануне результаты интерактивного опроса европейцев, проводившегося на сайте чешского председательства. Против переизбрания португальского политика на второй срок проголосовало 74 процента европейцев. Впрочем, эти результаты все равно не имеют никакого значения и на кадровые назначения в Еврокомиссии влияния не оказывают.
Более острой темой данного саммита для европейских лидеров является ратификация Лиссабонского договора, позволяющего реформировать институты ЕС для повышения эффективности их работы. Процесс ратификации договора забуксовал год назад, когда на референдуме в Ирландии большинство высказалось против него. Результаты предстоящего повторного референдума по сути являются решающими для судьбы дальнейшего развития Европейского союза. Чтобы не допустить второго отрицательного результата, что станет серьезным унижением для руководства ЕС, ожидается, что на этом саммите Ирландии будет предложен ряд гарантий, сформулированных с учетом интересов ирландских избирателей.
В частности, европейские лидеры готовы дать ирландцам письменные гарантии того, что вступление в силу Лиссабонского договора не повлияет на военный суверенитет Ирландии, сохранит независимость местного налогового законодательства и не будет способствовать отмене запрета на проведение абортов. Кроме того, из-за Ирландии отменено сокращение состава Еврокомиссии и ей гарантируется, что одна должность резервируется для ирланского представителя.
Стоит отметить, что решение по Ирландии будет приниматься по уже обкатанной в ЕС схеме. Прецедент был создан в 1992 году, когда Дания проголосовала против Маастрихтского договора. После предоставления необходимых датским избирателям гарантий повторный референдум оказался успешным.
Естественно, что в ходе двухдневного саммита не будет обойдена стороной и наиболее злободневная в последнее время тема экономического кризиса. Ожидаются довольно серьезные дискуссии по поводу создания новых регулирующих органов ЕС. Один из вопросов, вызывающих споры, - это создание по идее Европейского центробанка специальной Европейской комиссии системного риска, на которую будут возложены функции по отслеживанию угроз финансовой стабильности по всему Евросоюзу. Великобритания и несколько примкнувших к ней стран выступают против того, чтобы эта ключевая роль была монополизирована странами еврозоны.
Предполагается, что в ходе саммита европейскими лидерами также будет рассмотрено предложение России об открытии для Украины европейской кредитной линии для расчетов за российский газ. Перед началом саммита ситуацию с поставками и транзитом газа обсудила экспертная координационная группа ЕС с участием российских и украинских экспертов. Выводы координационной группы будут переданы председателю Еврокомиссии, который их представит участникам саммита. Однако, по мнению Баррозу, с учетом состояния истощенных кризисом европейских фондов возможности предоставления Украине европейского кредита невелики.
В чем провинился глава Еврокомиссии?
Противники Жозе Мануэла Баррозу упрекают его в чрезмерном прагматизме и недостатке истинно европейских амбиций, а также в том, что за свою 35-летнюю карьеру он несколько раз менял лагерь. Критики напоминают, что, к примеру, в эпоху "революции гвоздик" Баррозу принадлежал к движению португальских маоистов. Но уже через шесть лет вступил в ряды правоцентристской Социал-демократической партии. Когда та оказалась у власти, он занимал различные посты в правительстве, пока в 2002 году не стал премьер-министром.
Через год Баррозу отличился, пригласив на саммит на Азорских островах лидеров антииракской коалиции: США, Великобританию и Испанию. Именно тогда, отмечают обозреватели, Джордж Буш и Тони Блэр заметили Баррозу. Год спустя премьер-министр Великобритании предложил его кандидатуру на пост главы Еврокомиссии, заблокировав бельгийского политика Ги Верхофстадта.
Как председатель исполнительного органа ЕС, вспоминают критики, Баррозу также несколько раз сменил политическую ориентацию, пройдя путь от ультра-либерала до сторонника вмешательства государства в экономику и социальных реформ.